Приложение к Основной образовательной программе
начального общего образования МАОУ СОШ № 143
(приказ № 135-О от 02.09.2019)
Критерии и нормы
оценочной деятельности
1 - 4 класс
Система оценивания достижения планируемых результатов освоения
ООП НОО МАОУ СОШ № 143
В соответствии с ФГОС основным объектом системы оценки результатов образования на
уровне начального общего образования МАОУ СОШ № 143 г. Екатеринбурга её
содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения
обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования (далее — система оценки) представляет собой один
из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования и выступает как неотъемлемая
часть обеспечения качества образования. Система оценки призвана способствовать
поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе
непрерывного образования. Её основными функциями являются:
•
ориентация образовательного процесса на духовно - нравственное развитие и воспитание
обучающихся, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования;
•
обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять регулирование
(управление) системы образования на основании полученной информации о достижении
системой образования, образовательными учреждениями, обучающимися планируемых
результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в
рамках сферы своей ответственности. Основной механизм обеспечения качества образования
посредством системы оценки состоит в уточнении и распространении общего понимания
содержательной и критериальной базы оценки. С этой целью система оценки достижения
планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок:
внешнюю оценку (или оценку, осуществляемую внешними по отношению к школе службами) и
внутреннюю оценку (или оценку, осуществляемую самой школой — обучающимися,
педагогами, администрацией). При этом именно внешняя оценка задаёт общее понимание того,
что подлежит оценке; как — в каких форматах, с помощью каких заданий наиболее
целесообразно вести оценку; какие ответы следует (или допустимо) считать верными и т. д.
Внутренняя оценка строится на той же содержательной и критериальной основе, что и
внешняя, — на основе планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования.
Согласованность внутренней и внешней оценки повышает доверие к внутренней оценке,
1
позволяет сделать её более надёжной, способствует упрощению различных аттестационных
процедур. В частности, становится возможным использовать накопленную в ходе текущего
образовательного процесса оценку, представленную, например, в форме портфеля достижений,
для итоговой оценки выпускников, для оценки динамики индивидуальных образовательных
достижений обучающихся.
Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии,
самоанализа, самоконтроля, само и взаимооценки не только дают возможность обучающимся
освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют
развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию
готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их
результаты.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с
требованиями ФГОС являются:
• оценка результатов деятельности общероссийской, региональной и муниципальной систем
образования с целью получения, обработки и предоставления информации о состоянии и
тенденциях развития системы образования;
• оценка результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования с
целью получения, обработки и предоставления информации о качестве образовательных услуг
и эффективности деятельности образовательных учреждений и работников образования;
• оценка образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки
выпускников на ступени начального общего образования.
При оценке результатов деятельности школы и педработников основным объектом
оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты
освоения основной образовательной программы начального общего образования,
составляющие содержание блоков «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность
научиться» для каждой учебной программы.
Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки
подготовки выпускников на ступени начального общего образования выступают планируемые
результаты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для каждой учебной
программы. В соответствии с Требованиями ФГОС система оценки достижения планируемых
результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести
оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных,
метапредметных и предметных. Оценка личностных результатов представляет собой оценку
достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии,
представленных
в
разделе
«Личностные
универсальные
учебные
действия»
междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий у
обучающихся на ступени начального общего образования. Достижение личностных результатов
обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса учебных
предметов, представленных в основной образовательной программе начального общего
образования, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.
Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего
образования строится вокруг оценки:
•
сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в
2
эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,
ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание
нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с
учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как
пример для подражания;
•
сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину,
знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания
своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития
доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
•
сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности
адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства
и недостатки, уважать себя и верить в успех;
•
сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и
способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения
результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
•
знания моральных норм и сформированности морально этических суждений, способности к
решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на
решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других
людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
В планируемых результатах, описывающих эту группу, отсутствует блок «Выпускник
научится». Это означает, что личностные результаты выпускников на ступени начального
общего образования в полном соответствии с требованиями ФГОС не подлежат итоговой
оценке.
Оценка личностных результатов направлена на решение задачи
личностного развития обучающихся и включает три основных компонента:
оптимизации
•
характеристику достижений и положительных качеств обучающегося;
•
определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учётом как
достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;
•
систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных
реализацию развивающих и профилактических задач развития.
обеспечить
успешную
Другой формой оценки личностных результатов является оценка индивидуального
прогресса личностного развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка.
Эта задача решается в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития
ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации
развития — в форме возрастно-психологического консультирования. Такая оценка
осуществляется по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу
педагогов (или администрации школы) при согласии родителей (законных представителей) и
проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области
возрастной психологии.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у
обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий,
т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей
3
познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
•
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно
преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную
деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства
её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их
выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок,
проявлять инициативу и
самостоятельность в обучении;
•
умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из
различных информационных источников;
•
умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых
объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
•
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным
понятиям;
•
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать
на себя ответственность за результаты своих действий.
Уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих
содержание и объект оценки метапредметных результатов, оценивается и измеряется в
следующих основных формах: результат выполнения специально сконструированных
диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида
универсальных учебных действий, успешность выполнения учебных и учебно-практических
задач средствами учебных предметов. В зависимости от успешности выполнения проверочных
заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии и другим
предметам и с учётом характера ошибок, допущенных ребёнком, можно определяется
сформированность познавательных и регулятивных действий обучающихся. Проверочные
задания, требующие совместной (командной) работы обучающихся на общий результат,
позволяют оценить сформированность коммуниктивных учебных действий. Достижение
метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных
заданий на межпредметной основе.
В ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфеле достижений в виде оценочных
листов и листов наблюдений учителя или школьного психолога, оценивается достижение таких
коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в
ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно в ходе внутренней
оценки отслеживается уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с
партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление
учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия,
события и др.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся
планируемых результатов по отдельным предметам.
Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов
образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части
учебного плана. В соответствии с пониманием сущности образовательных результатов,
заложенным в ФГОС, предметные результаты содержат в себе, во-первых, систему
основополагающих элементов научного знания, которая выражается через учебный материал
4
различных курсов (далее — система предметных знаний), и, во-вторых, систему формируемых
действий (далее — система предметных действий), которые преломляются через специфику
предмета и направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания.
Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с
требованиями ФГОС способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебнопрактические задачи.
Итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий,
выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему
знаний данного учебного курса.
Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и
промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания,
фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки.
Содержание и процедуры оценки личностных, метапредметных и предметных
результатов уточняются по мере введения Стандарта и конкретизации состава и содержания
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования.
На персонифицированную итоговую оценку на ступени начального общего образования,
результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности
продолжения обучения на следующем уровне общего образования, выносятся только
предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится»
планируемых результатов начального образования. Предметом итоговой оценки является
способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи,
построенные на материале опорной системы знаний, в том числе на основе метапредметных
действий.
Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно–
познавательные и учебно–практические задачи на основе:
– системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии;
– обобщенных способов деятельности, умений в учебно–познавательной и практической
деятельности;
– коммуникативных и информационных умений;
– системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:
● результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их
индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых
результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Целями проведения промежуточной аттестации являются:
- объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы и
достижения результатов освоения образовательной программы;
- соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС НОО;
- оценка достижений конкретного обучающегося, позволяющая выявить пробелы в освоении им
образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности обучающегося в
осуществлении образовательной деятельности,
5
- оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в достижении
планируемых результатов освоения образовательной программы;
● результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных
формируемых способов действий в отношении опорной системы знаний, необходимых для
обучения на следующей ступени общего образования.
К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой
оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего
образования, относятся: ценностные ориентации обучающегося, индивидуальные личностные
характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.
Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности
обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.
При разработке системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП
НОО МАОУ СОШ № 143 учтены особенности и возможности УМК «Школа России».
Границы применения системы оценки:
1) Постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному.
2) Понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она
будет развиваться, по ходу её внедрения будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые
потребуют поиска ответов и решений.
3) Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика.
4) Обеспечение личной психологической безопасности ученика. Подавляющее большинство
образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же
предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. У каждого должно
быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения
материала, на выбранный уровень притязаний. Например, если ученик на контрольных работах
выбирает только необходимый, а не повышенный уровень заданий, он имеет на это право, его
нельзя за это ругать, но можно предлагать: «Молодец, с этим справляешься, попробуй более
сложные задания». Личностные результаты в основном фиксируются неперсонифицированно,
только по классу в целом.
Параметры оценки:
Предметом оценки являются результаты - предметные, метапредметные и личностные.
Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе
решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде
всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи
– оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).
Результаты учителя – это разница между результатами учеников (личностными,
метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце
обучения (итоговая диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в
целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников.
Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия
(образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
6
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму
самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание.
Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил
или занизил их.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик
имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм
самооценивания), что она завышена или занижена.
Результаты фиксируются и накапливаются в таблицах образовательных результатов
(предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».
Система безотметочного обучения в 1 классах
Текущий контроль успеваемости обучающихся первого класса в течение учебного года
осуществляется без фиксации достижений обучающихся в виде отметок по пятибалльной
системе, допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням
фиксацию.
Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка
как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Это поиск нового
подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей
«отметочной» системы оценивания такие как: не формирование у учащихся оценочной
самостоятельности; затруднение индивидуализации обучения; малая информативность;
травмирующий характер.
Безотметочное обучение вводится в 1 классах начальной школы как система контроля и
самоконтроля учебных достижений обучающихся, ориентированная на обучение по адаптивной
модели – обучение всех и каждого, а каждого в зависимости от его индивидуальных
особенностей – и призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного
процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.
Основными принципами безотметочного обучения являются:
дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий;
критериальность – содержательный контроль и оценка строятся на критериальной,
выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и
предельно четкими;
приоритет самооценки – формируется способность учащихся самостоятельно оценивать
результаты своей деятельности. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение
двух самооценок учащихся - прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной
(оценка выполненной работы). Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя;
непрерывность – с учетом непрерывности процесса обучения, предлагается перейти от
традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса
движения к нему. При этом учащийся получает право на ошибку, которая, будучи
исправленной, считается прогрессом в обучении;
гибкость и вариативность инструментария оценки – в учебном процессе используются
разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко реагировать на прогресс или регресс
в успеваемости и развитии ученика;
сочетание
качественной
и
количественной
составляющих
оценки
–качественная
7
составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать
такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к
предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д.
Количественная позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся,
сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад,
сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями. Сочетание качественной и
количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики
развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
естественность процесса контроля и оценки – контроль и оценка должны проводиться в
естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику
учебно-познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их
учебной работой в обычных условиях.
Основные виды контроля:
По месту в процессе обучения:
предварительный контроль - позволяющий определить исходный
развития учащихся;
уровень обученности и
8
текущий контроль - позволяющий определить уровень развития учащихся и степень их
продвижения в освоении программного материала;
итоговый контроль - определяющий итоговый уровень знаний учащихся по предметам и
степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников;
по содержанию:
прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность выполнения
операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения
действия;
пооперационный
контроль, управляющий
правильностью,
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с
образцом после осуществления учебного действия;
полнотой
и
по субъектам контрольно-оценочной деятельности:
внешний контроль, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и
взаимооценка);
внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый учащимся и обращенный на
понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и
самооценка).
К главным критериям самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся
следующие:
усвоение предметных знаний, умений и навыков,
государственного стандарта начального образования;
их
соответствие
требованиям
сформированность УУД (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать,
обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);
развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания;
сформированность познавательной активности и интересов, прилежания и старания.
Оцениванию не подлежат:
•
темп работы ученика;
•
личностные качества школьников;
•
своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).
Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является
определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а
также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной
деятельности.
Конечная цель безотметочного обучения - формирование у учащихся адекватной самооценки и
развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности.
9
Формы контроля и оценки
Содержательный контроль и оценка предметных результатов учащихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает
сравнения его с другими детьми.
Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении
текущего контроля успеваемости обучающихся определяются педагогическим работником с
учетом образовательной программы.
Формами промежуточной аттестации являются:
- письменная проверка – письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов
(заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные,
практические, контрольные, комплексные, творческие работы; письменные отчёты
о
наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты,
рефераты и другое;
- устная проверка – устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме ответа,
беседы, собеседования и другое;
- комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок.
Характеристика цифровой оценки (отметки):
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:
отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более
одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование
дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность
суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6
недочетов (два недочета приравниваются к одной ошибке) по текущему учебному материалу;
не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения
логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной
задачи; отдельные неточности в изложении материала;
«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований,
предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему
учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному
материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6
ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по
пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса,
отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Вводится отметка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в
определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая
привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в
журнал не вносится.
Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель может выставить две отметки (например 5/4):
за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от
10
работы (отметка в знаменателе). Снижение отметки «за общее впечатление от работы»
допускается, если:
в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;
работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс,
неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение).
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта
форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его
учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью
словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация
(прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не
должны касаться личностных характеристик учащегося («ленив», «невнимателен», «не
старался»).
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы,
раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы
устранения недочетов и ошибок.
Особенности контрольно-оценочной деятельности учащихся 1-х классов
Обучаясь в первом классе, учащиеся приобретают следующие умения:
•
оценивать свою работу по заданным учителям критериям с помощью «Волшебных линеечек»,
цветовой радуги и т.д.
•
соотносить свою оценку с оценкой учителя;
•
договариваться о выборе образца для сопоставления работ;
•
обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.
Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении:
•
«Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька
- не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька
– ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;
•
«Волшебная линеечка» - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком
уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой
ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше;
•
«Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я
умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь;
Допускается словесное оценивание. Устным ответам учитель может давать словесную оценку:
если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты –
«Хорошо» и т.д.
Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с
помощью «листов учебных достижений». Цель: отследить динамику продвижения учащихся
в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных листов
учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования.
Заполняется после проведения самостоятельных и контрольных работ. Рассчитаны на четверть.
11
Взаимодействие участников образовательного процесса в процессе безотметочного
обучения
На родительских собраниях учителя знакомят родителей учащихся с особенностями
оценивания в 1-х классах школы, приводят аргументы против отметок, называют преимущества
безотметочной системы обучения.
Для информирования родителей о результатах обучения и развития учащихся в конце каждой
четверти учитель проводит родительские собрания и индивидуальные консультации.
Между учителями, учащимися, родителями учащихся и администрацией школы в рамках
безотметочного обучения устанавливаются отношения равноправного сотрудничества. Каждый
из участников такого сотрудничества имеет право прежде всего на самооценку своей
деятельности, на свое особое аргументированное мнение по поводу оценки одного субъекта
деятельности другим.
Система оценивания и внутреннего контроля по предметам (нормы оценки)
1. Нормы оценки письменных работ по математике
Работа, состоящая из вычислительных заданий
«5» - без ошибок;
«4» -1 грубая и 1-2 негрубые ошибки;
«3» - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки;
«2» - 4 и более грубых ошибки.
Работа, состоящая из задач
«5» - без ошибок;
«4» - 1 грубая и 1-2 негрубых ошибки;
«3» - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки;
«2» - 4 и более грубых ошибки.
Комбинированная работа
«5» - без ошибок;
«4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче;
«3» -2- 3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным;
«2» - 4 грубых ошибок и более.
Контрольный устный счет
«5» - без ошибок;
«4» -1-2 ошибки;
«3» - 3-4 ошибки.
Грубые ошибки
1.Вычислительные ошибки в примерах и задачах.
2. Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.
3. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние
действия).
4. Не решенная до конца задача или пример
5. Невыполненное задание.
Негрубые ошибки
1.Нерациональный прием вычислений.
2. Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.
3. Неверно сформулированный ответ задачи.
4. Неправильное списывание данных (чисел, знаков).
5. Недоведение до конца преобразований.
Примечание
За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике снижается. За неряшливо
12
оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике не снижается.
Проверочные работы
Цель: проверка знаний, умений, навыков учащихся.
1. Самостоятельная работа:
а) должна присутствовать на каждом уроке (15-20 минут);
б) предусматривает помощь учителя;
в) может быть раздроблена и использоваться на разных этапах урока.
Цель работы: 1) закрепление знаний; 2) углубление знаний; 3) проверка домашнего задания.
Начиная работу, сообщите обучающимся: 1) время, отпущенное на задания; 2) цель задания; 3)в
какой форме оно должно быть выполнено; 4) как оформить результат; 5) какая помощь будет оказана
(не только «слабому» ученику, но и «сильному», т.к. его затруднение может быть вызвано такой
причиной, как недомогание).
Контрольная работа
а) задания должны быть одного уровня для всего класса;
б) задания повышенной трудности выносятся в «дополнительное задание», которое предлагается для
выполнения всем учащимся и оценивается только оценками «4» и «5»; обязательно разобрать их
решение при выполнении работы над ошибками;
в) за входную работу оценка «2» в журнал не ставится;
г) оценка не снижается, если есть грамматические ошибки и неаккуратные исправления.
2. Нормы оценок по русскому языку
Диктант
Объем диктанта
1-й класс- 15 - 17 слов.
2-й класс - 1 - 2 четверть - 25 - 35 слов, 3 - 4 четверть - 35 - 52 слова.
3-й класс - 1 - 2 четверг - 45 - 53 слова, 3 - 4 четверть - 53 - 73 слова.
4-й класс - 1 - 2 четверть - 58 - 77 слов, 3 - 4 четверть - 76 - 93 слова.
Оценки
«5» - за работу, в которой нет ошибок;
«4» - за работу, в которой допущение 1-2 ошибки;
«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок;
«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Учет ошибок в диктанте
1. Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, дважды в слове
«песок» написал вместо «е» букву «и»).
2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки
(например, написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове
«повозка».
Ошибкой считается
1.Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск,
перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой
каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой;
отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение
написано с большой буквы.
4. Неправильное написание слов, которые не проверяются правилом данного класса.
За ошибку не считается
1. Ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые в данном классе, ни в предшествующих
не изучались (проводится работа над данными словами или выписывается данное слово на доску)
2. Единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения
написано с заглавной буквы.
13
3. Единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За 1 ошибку считается
Две пунктуационные ошибки;
Повторение ошибок в одном и том же слове. Если же подобная ошибка встречается в другом слове,
она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются
1. Повторение одной и той же буквы в слове;
2. Недописанное слово;
3. Перенос слова;
4. Дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Примечание
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения.
Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как
контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не
должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно
объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.
Грамматическое задание
Оценки
«5» - без ошибок;
«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий;
«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий;
«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание
«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления.
«3» - за работу, в которой допущены 2-3 ошибки.
«2» - за работу, в которой допущены 4 и более ошибок (2 класс); 3 и более ошибок (3-4 классы)
Словарный диктант
Объем
2-й класс - 8-10 слов;
3-й класс- 10-12 слов;
4-й класс - 12-15 слов.
Словарные диктанты проводятся в качестве текущих в рабочих тетрадях, а в качестве проверочных –
в контрольных. Списки слов даны в программе, а также в конце учебника.
Оценки
«5» -без ошибок;
«4» - 1 ошибка;
«3» - 2 ошибки;
«2» -3-5 ошибок и более.
Тест
Оценки
«5» - верно выполнено более 3/4 заданий;
«4» - верно выполнено 3/4 заданий;
«3» - верно выполнено 1/2 заданий;
«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.
Изложение
«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических
ошибок;
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2)
фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки;
«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в
14
последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6
орфографических ошибки;
«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной
части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь
между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических
ошибок, Примечание. Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий
характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения.
3.Нормы оценок по окружающему миру
Оценка "5" ставится обучающемуся, если он осознанно и логично излагает учебный материал,
используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы
(в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все
поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится обучающемуся, если его ответ в основном соответствует требованиям,
установленным для оценки "5", но обучающийся допускает отдельные неточности в изложении
фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик
легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится обучающемуся, если он усвоил основное содержание учебного материала, но
допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе,
затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями
природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с
помощью учителя.
Оценка "2" ставится обучающемуся, если он обнаруживает незнание большей части программного
материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
4. Нормы оценки по литературному чтению
2-й класс.
Оценка "5" ставится обучающемуся, если он: понимает содержание прочитанного, отчетливо
произносит звуки, слова, не допускает искажений, замен, перестановок букв и слогов в словах; читает
правильно, плавно по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами.
- читает плавно целыми словами во 2 полугодии;
- верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующую
знакам препинания в конце предложения;
- умеет правильно ответить на вопрос учителя и последовательно передать содержание сюжетного
рассказа, сказки и иллюстрации к тексту; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его
выразительно.
Оценка "4" ставится обучающемуся, если он:
- понимает содержание прочитанного; читает плавно по слогам, отдельные слова прочитывает
целиком.
- допускает при чтении 1-2 ошибки в словах (повтор слов, слогов, замены и др.) при соблюдении
интонации конца предложения;
- правильно пересказывает текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности,
которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя;
- знает наизусть стихотворение, не допускает при чтении единичные ошибки, легко исправляет их
сам.
Оценка "3" ставится обучающемуся, если он:
- осваивает содержание прочитанного только с помощью вопросов учителя.
- читает медленно по слогам, темп чтения - не менее 25 слов в минуту;
- допускает при чтении 3-5 ошибок на замену, пропуск, перестановку букв, слогов; не соблюдает
паузы между словами и предложениями;
- пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их
только с помощью учителя;
15
- знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.
Оценка "2" ставится обучайщийся в том случае, если он:
- читает по буквам, темп чтения - менее 25 слов в минуту; не понимает содержание прочитанного; не
воспроизводит текст по вопросам учителя;
- при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст.
3-й класс.
Оценка "5" ставится обучающемуся, если он:
- понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами.
- читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;
- самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание
прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
- понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения,
используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;
-твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка "4" ставится обучающемуся, если он:
- читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова - по слогам
(1полугодие);
- читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений
(2 полугодие);
- допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части,
нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;
- правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;
- знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки
(повторы, длительные паузы и др.).
Оценка "3" ставится обучающемуся, если он:
- читает по слогам и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);
- переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, перестановка букв,
слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);
- последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части
с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения,
допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит наизусть
стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно.
Оценка "2" ставится обучающемуся, если он:
- читает монотонно, по слогам или отдельные слова читает целиком.
- допускает более 6 ошибок;
- искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить
текст на части с помощью дополнительных вопросов;
- при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.
4-й класс.
Оценка "5" ставится обучающемуся, если он:
- читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности.
- читает бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного произношения,
передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию.
- полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план,
выявляет основной смысл прочитанного;
- самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на
определенную тему (о природе, событии, герое);
- знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
Оценка "4" ставится обучающемуся, если он:
- читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы.
- делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз, составляет
план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
16
- самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и
устраняет их самостоятельно;
- читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.
Оценка "3" ставится обучающемуся, если он:
- читает целыми словами, недостаточно выразительно, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок.
- передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план и др.
с помощью наводящих вопросов учителя.
- воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с
помощью учителя.
Оценка "2" ставится обучающемуся, если он:
- читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое
количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное
- не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок
- пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество
речевых ошибок;
- не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить
главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
- при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.
При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без
предварительной подготовки.
Оценка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения
обучающегося.
Объем прочитанного на оценку должен быть не менее: в 1-м классе - 1/4 страницы, во 2-м классе -1/3
страницы, в 3-м классе -1/2 , в 4-м классе 3/4 страницы учебной книги для чтения.
Темп чтения
1-й класс I четв. 5-10
II четв. 11-15
III четв. 16-24
IV четв. 25-30
2 класс
25-30
31 -40
41-45
46-50
3 класс
50-54
55-60
6 1-69
70-75
4 класс
70-74
75-80
81-90
91 -95
Объём, оцениваемый при выразительном чтении
2 класс - 1/4 страниц 3 класс - 1/3 стр.
4 класс - 1/2 стр
Критерии оценивания техники чтения в начальной школе
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской
деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение
выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое
произведение и другие в соответствии с ФГОС.
Нормы техники чтения (слов/мин.) для классов возрастной нормы
Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки по чтению.
Ошибки:
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
неправильная постановка ударений (более двух);
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении
вслух;
непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения,
подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
не более двух неправильных ударений;
17
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при
передаче характера персонажа.
В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники
чтения на момент завершения начального образования:
способ чтения – чтение целыми словами;
правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного
произношения;
скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему
осознать текст;
установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Контрольная проверка навыка чтения проводится 1 раз в четверть у каждого обучающегося,
оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям :
беглость, правильность, осознанность, выразительность.
Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.
Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой
четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования
или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке,
когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по
беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов,
самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Примечание.
Подготовка к выразительному чтению — разметка текста.
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям
18
Пересказ
"5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного
(подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на
вопрос чтением соответствующих отрывков.
"4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
"3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать
содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
"2" - не может передать содержание прочитанного.
5. Нормы оценки по технологии
Устный опрос
«5» ставится, если обучающийся:
полностью освоил учебный материал;
умеет изложить его своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«4» ставится, если обучающийся:
в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при
изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«3» ставится, если обучающийся:
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы.
«2» ставится, если обучающийся:
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить его своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Практическая работа
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической
последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической
последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий
вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической
последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то
установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» – обучающийся самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность
нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно
и имеет незавершенный вид.
6. Критерии оценивания других видов работ
Графические задания и лабораторно-практические работы
«5» ставится, если обучающийся:
творчески планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
правильно и аккуратно выполняет задание;
19
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими
средствами.
«4» ставится, если обучающийся:
правильно планирует выполнение работы;
самостоятельно использует знания программного материала;
в основном правильно и аккуратно выполняет задание;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими
средствами.
«3» ставится, если обучающийся:
допускает ошибки при планировании выполнения работы;
не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;
затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы
и другие средства.
«2» ставится, если обучающийся:
не может правильно спланировать выполнение работы;
не может использовать знания программного материала;
допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;
не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и
другие средства.
Тест
«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;
«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;
«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.
Проектная деятельность
Критерии оценки проекта
1. Оригинальность темы и идеи проекта.
2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство
использования).
3. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание
материалов; соблюдение правил техники безопасности).
4. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций
народной культуры).
5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к
использованию; возможность массового производства).
6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия;
возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).
7. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование
дополнительной информации).
7. Нормы оценки по английскому языку
Критерии оценивания говорения. Монологическая форма.
«5» - учащийся логично строит монологическое высказывание в соответствии с
коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Лексические единицы и
грамматические структуры используются уместно. Ошибки практически отсутствуют. Речь
понятна: практически все звуки произносятся правильно, соблюдается правильная интонация.
«4» - учащийся логично строит монологическое высказывание в соответствии с
коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Лексические единицы и
грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Учащийся
20
допускает отдельные лексические или грамматические ошибки, которые не препятствуют
пониманию его речи. Речь понятна, учащийся не допускает фонематических ошибок.
«3» - учащийся логично строит монологическое высказывание в соответствии с
коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Но высказывание не всегда логично,
имеются повторы. Допускаются лексические и грамматические ошибки, которые затрудняют
понимание. Речь в целом понятна, учащийся в основном соблюдает правильную интонацию.
«2» - коммуникативная задача не выполнена. Допускаются многочисленные лексические и
грамматические ошибки, которые затрудняют понимание. Большое количество фонематических
ошибок.
Критерии оценивания говорения. Диалогическая форма.
«5» - учащийся логично строит диалогическое общение в соответствии с коммуникативной
задачей; демонстрирует умения речевого взаимодействия с партнёром: способен начать,
поддержать и закончить разговор. Лексические единицы и грамматические структуры
соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Ошибки практически отсутствуют. Речь
понятна: практически все звуки произносятся правильно, соблюдается правильная интонация.
«4» - учащийся логично строит диалогическое общение в соответствии с коммуникативной
задачей. Учащийся в целом демонстрирует умения речевого взаимодействия с партнёром:
способен начать, поддержать и закончить разговор. Используемый словарный запас и
грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Могут
допускаться некоторые лексико-грамматические ошибки, не препятствующие пониманию. Речь
понятна: практически все звуки произносятся правильно, в основном соблюдается правильная
интонация.
«3» - учащийся логично строит диалогическое общение в соответствии с коммуникативной
задачей. Однако учащийся не стремится поддерживать беседу. Используемые лексические
единицы и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче.
Фонематические, лексические и грамматические ошибки не затрудняют общение. Но
встречаются нарушения в использовании лексики. Допускаются отдельные грубые
грамматические ошибки.
«2» - коммуникативная задача не выполнена. Учащийся не умеет строить диалогическое
общение, не может поддержать беседу. Используется крайне ограниченный словарный запас,
допускаются многочисленные лексические и грамматические ошибки, которые затрудняют
понимание. Большое количество фонематических ошибок.
Примечание: по окончании устного ответа учащегося даётся краткий анализ ответа,
объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа
ответа, самоанализ, предложение оценки.
Аудирование
Оценка «5» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся
полностью поняли содержание иноязычной речи, соответствующей программным требованиям
для каждого класса.
Оценка «4» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся
поняли содержание иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для
данного класса, за исключением отдельных подробностей, не влияющих на понимание
21
содержания услышанного в целом.
Оценка «3» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся
поняли только основной смысл иноязычной речи, соответствующей программным требованиям
для данного класса.
Оценка «2» ставится в том случае, если учащиеся не поняли смысл иноязычной речи,
соответствующей программным требованиям для данного класса.
Чтение
Оценка «5» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся
полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного иноязычного текста в объеме,
предусмотренном заданием, чтение учащихся соответствовало программным требованиям для
данного класса.
Оценка «4» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся
поняли и осмыслили содержание прочитанного иноязычного текста за исключением деталей и
частностей, не влияющих на понимание этого текста, в объеме, предусмотренном заданием,
чтение учащихся соответствовало программным требованиям для данного класса.
Оценка «3» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся
поняли и осмыслили главную идею прочитанного иноязычного текста в объеме,
предусмотренном заданием, чтение учащихся в основном соответствует программным
требованиям для данного класса.
Оценка «2» ставится в том случае, если коммуникативная задача не решена – учащиеся не
поняли содержание прочитанного иноязычного текста в объеме, предусмотренном заданием, и
чтение учащихся не соответствовало программным требованиям для данного класса.
9. Нормы оценки по изобразительному искусству
Критерии оценивания ученических работ (творческих работ):
Творческий труд
Степень выполнения поставленной задачи
Умение пользоваться полученными знаниями и приобретёнными навыками изобразительной
деятельности
Аккуратность и чистота исполнения, законченность работы
Соблюдение сроков сдачи
Оценка "5"
•
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
•
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные
•
знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между
•
собой все компоненты изображения;
22
•
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
•
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает
неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все
компоненты изображения;
•
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка "3"
•
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
•
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока;
10. Нормы оценки по музыке
Критерии оценки.
•
•
проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё;
высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде
всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки;
•
рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки
ученика и его активности в занятиях.
Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся:
•
на уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного
материала;
•
при оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к
учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и
умений;
•
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной
характеристикой ответа;
•
учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной
деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию,
коллективное музицирование.
Слушание музыки.
Нормы оценок.
Оценка «5»:
дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального
произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.
23
Оценка «4»:
ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения,
средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.
Оценка «3»:
ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности
недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
раскрыты
Оценка «2»:
ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
Хоровое пение.
Нормы оценок.
Оценка «5»:
•
знание мелодической линии и текста песни;
•
чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
•
Выразительное исполнение.
Оценка «4»:
•
•
знание мелодической линии и текста песни;
в основном чистое интонирование, ритмически правильное;
•
Пение недостаточно выразительное.
Оценка «3»:
•
допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;
•
неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;
•
Пение невыразительное.
Оценка «2»:
• Исполнение неуверенное, фальшивое.
Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен
учащимися и соответствующим образом оценен учителем.
1. Работа по карточкам (знание музыкального ловаря). 2.Кроссворды.
3.Творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося. 4.Блиц-ответы
по вопросам учителя на повторение и закрепление тем.
11. Нормы оценки по физической культуре
Методика оценки успеваемости по физической культуре.
Градация положительной оценки зависит от полноты и глубины знаний, правильности
выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности.
24
По основам знаний.
Оценка «5»: выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание
сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.
Оценка «4»: ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные
ошибки.
Оценка «3»: - учащиеся получают за ответ, в котором отсутствуют логическая
последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения
использовать знания в своём опыте.
С целью проверки знаний проводятся различные методы:
Метод опроса – применяется в устной и письменной форме, в паузах между выполнения
упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный
метод после значительных нагрузок.
Программированный метод – заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами
и веером ответов на них. Учащийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в
проведении и позволяет осуществить опрос фронтально.
Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их учащимся в
конкретной деятельности (например: изложение знаний в развитии силы учащиеся
сопровождают выполнением конкретного комплекса и т.д.)
По технике владения двигательными действиями (умениями, навыками).
Оценка «5»: - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в
надлежащем темпе, легко и чётко.
Оценка «4»: - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и чётко,
наблюдается некоторая скованность движений.
Оценка «3»: -двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна
грубая или несколько мелких ошибок, приведённых к неуверенному или напряжённому
выполнению. Основными методами оценки техники двигательного действия являются методы
наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.
Метод открытого наблюдения заключается в том, что учащиеся знают, кого и что будут
оценивать;
Скрытое наблюдение состоит в том, что учащимся известно лишь то, что учитель будет вести
наблюдение за определёнными видами двигательных действий;
Вызов, как метод оценки используется для выявления достижений отдельных учащихся в
усвоении программного материала и демонстрации классу образцов правильного выполнения
двигательного действия;
Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и
навыками, качества выполнения домашних заданий.
Комбинированный метод состоит в том, что учитель одновременно с проверкой знаний
оценивает качество освоения техники соответствующих двигательных действий.
Данные методы можно применять и индивидуально, и фронтально, когда одновременно
оценивается большая группа или класс в целом.
25
По способам (умениям) осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
Оценка «5»: - учащийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений,
направленный на развитие конкретной физической способности, или комплекс утренней,
атлетической, ритмической гимнастики. При этом учащийся может самостоятельно
организовать место занятий, подобрать инвентарь и применить его в конкретных условиях,
контролировать ход выполнения задания, оценить его.
Оценка «4»: - имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении
самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Оценка «3»: - учащиеся допускают грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений,
направленных на развитие конкретной физической способности или включенных в утреннюю,
атлетическую, ритмическую гимнастику; испытывают затруднения в организации мест занятий,
подборе инвентаря; с трудом контролируют ход и итоги выполнения задания.
Умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность оценивается методами
наблюдения, опроса, практического выполнения индивидуально или фронтально во время
любой части урока.
По уровню физической подготовленности.
При оценке темпов результатов на отметку «5», «4», «3» задания учителя по улучшению
показателей физической подготовленности должны представлять для учащихся определённую
трудность, но быть выполнимыми. Достижения этих сдвигов даёт основание учителю для
выставления учащимся высокой оценки.
Итоговая оценка успеваемости по физической культуре складывается из суммы балов,
полученных учащимися за все составляющие: знания, двигательные умения и навыки, умения
осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность, сдвиги в показателях физической
подготовленности. При этом преимущественное значение имеет оценка за умение осуществлять
собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Учащиеся, отнесённые по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе,
оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий, которые
им противопоказаны.
Учащиеся специальной медицинской группы оцениваются по овладению ими разделом
«Основы знаний», умению осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность и
доступные им двигательные действия.
Итоговое оценивание и формы сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности
учащегося
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися ООП НОО являются предметные и
метапредметные результаты, необходимые для продолжения образования, а также внеучебные
достижения младших школьников как в рамках ООП, так и за ее пределами.
В итоговой оценке результатов освоения ООП НОО выделяются отдельно (независимо друг от
друга) три составляющие:
результаты
текущего
(промежуточного)
оценивания,
отражающие
динамику
индивидуальных образовательных достижений учащихся, продвижение в достижении
26
планируемых результатов освоения ООП НОО;
•
результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных
УУД, необходимых для продолжения образования на следующем шаге;
•
внеучебные достижения младших школьников.
Для сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности учащихся (в строгом
терминологическом смысле этого слова) используются:
общеклассные альбомы, плакаты, папки — как форма сохранения результатов учебной
деятельности класса;
презентации (цифровые учебные объекты или в виде распечатанных материалов) — как форма
сохранения результатов пробно-поисковой работы группы.
Для сохранения результатов практических работ учащихся используются:
творческие работы (графические, живописные, литературные, научные описания собственных
наблюдений и экспериментов) как в форме портфолио (накопительных папок), так и в форме
выставок, научных журналов, литературных сборников (возможны как цифровые, так и
печатные формы);
презентации, фиксации результатов преобразования модели (схема, чертеж и др. знаковые
формы), полученные ребенком в ходе индивидуального решения задачи (в виде цифрового
объекта или распечатки);
•
выполненные работы в компьютерных средах, таблицы и графики, отражающие состояние
навыков ребенка — соревнование с самим собой (в виде цифрового объекта или распечатки).
Все материалы младшего школьника по итогам образования в начальной школе оформляются в
форме «портфолио».
Организация накопительной системы оценки. «Портфель достижений»
Портфолио ученика представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и
анализ) образцов и продуктов: всех контрольно-проверочных и диагностических работ
(стартовая, итоговая, диагностическая, тематическая проверочная работы) и их оценочных
листов; продуктов учебно-познавательной деятельности школьника (докладов, презентаций и
т.п.); а также соответствующих информационных материалов из внешних источников
(одноклассников, учителей, родителей и т.п.), предназначенных для последующего их анализа,
всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности учащихся и
дальнейшей коррекции процесса обучения.
Оценка содержимого «портфеля» осуществляется одноклассниками и учителем в форме
содержательной качественной оценки с использованием информационной среды
образовательного учреждения.
Допускается использование материалов «портфеля достижений» ученика при проведении
независимой внешней оценки, например, при проведении аттестации педагогов.
«Портфель достижений» – современная эффективная форма оценивания, действенное
средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
•
поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
27
•
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и
самообучения;
•
развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности
обучающихся;
•
формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную
учебную деятельность.
Принципы формирования портфолио:
•
универсальность содержания – структура портфолио предоставляет возможность отразить
информацию, которую можно использовать при осуществлении процедур поощрения,
мониторинга учебных и внеучебных достижений учащегося;
•
вариативность – ученик имеет право выбора направлений, объёма и форм предъявления
информации;
•
технологичность – портфолио – инструмент проектирования индивидуальной траектории
развития ученика, процессов самонаблюдения, самоконтроля;
•
востребованность материалов портфолио – презентация материалов в рамках системы
мероприятий по оценке качества образования.
В состав «портфеля достижений» могут включаться результаты, достигнутые учеником не
только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной
коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в
рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.
Структура и содержание «портфеля достижений». В «портфель достижений» учеников
начальных классов, который используется для оценки достижения планируемых результатов
начального общего образования, включаются выборки детских работ — формальных и
творческих, систематизированные материалы наблюдений, материалы, характеризующие
достижения обучающихся во внеучебной и досуговой деятельности.
Выборка детских работ представлена формальными и творческими работами, выполненными
в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе занятий в
рамках системы внеурочной деятельности, реализуемых в рамках образовательной программы.
Остальные работы подбираются так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие
успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых
учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть:
•
по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку – диктанты и изложения,
сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и
диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы
детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;
•
по математике – математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований,
записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели,
аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счёта, рассуждений,
доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и
рефлексии и т. п.;
28
•
по окружающему миру – дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований
и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы
самоанализа и рефлексии и т. п.;
•
по предметам эстетического цикла – аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров
исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации
на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических
высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
•
по технологии – фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности,
аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества,
материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
•
по физкультуре – видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники
наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня,
комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.
Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы
наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые
ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли
классного руководителя), иные учителя-предметники, психолог гимназии, организатор
воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса. В
текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих «портфеля
достижений» используются оценки типа:
•
«зачет/незачет»
(«удовлетворительно/неудовлетворительно»)
—
т.
е.
оценка,
свидетельствующая об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных
действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном
материале;
•
«хорошо», «отлично» — оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний
на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре,
широте (или избирательности) интересов.
По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов «портфеля
достижений», делаются выводы о:
•
сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также
опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в
основной школе;
•
сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с
целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
•
индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой,
познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Технология формирования портфеля достижений и оценки вклада отдельных его составляющих
в итоговую накопительную оценку в соответствии с вышеуказанными тремя направлениями
будет разрабатываться в ходе введения планируемых результатов начального образования и
системы оценки их достижения.
29
Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального
к основному общему образованию
Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным
предметам и оценок за выполнение, как минимум, трех итоговых работ (по русскому языку,
математике и комплексной работы на межпредметной основе).
При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых
результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения.
А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения обучающимися
опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения
метапредметными действиями.
На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных
учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.
Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для
продолжения образования в основной школе, и способен использовать их для решения простых
учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано
достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы как
минимум с оценкой «зачтено» (или «удовлетворительно»), а результаты выполнения итоговых
работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.
Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования в
основной школе и, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано
достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причем
не менее, чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты
выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий
базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий
повышенного уровня.
Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для
продолжения образования в основной школе.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано
достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а
результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50%
заданий базового уровня.
Педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов, сделанных по каждому
обучающемуся, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной
образовательной программы начального общего образования и переводе его на следующий
уровень общего образования.
В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного
вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе на следующий уровень
общего образования принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных
достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения
в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и
30
науки Российской Федерации.
Решение о переводе обучающегося на следующий уровень общего образования принимается
одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, в которой:
·отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;
·определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учётом как
достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;
·даются психолого-педагогические рекомендации, призванные
реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.
обеспечить
успешную
Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами
портфеля достижений и другими объективными показателями.
31
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)