РП Музыка 1кл.(Обновленный ФГОС)

Приложение к Основной образовательной программе
начального общего образования МАОУ СОШ №143
(приказ № 57/2-О от 30.05.2022)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 1 класса начального общего образования составлена на
основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных
в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с
учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в Примерной про-грамме воспитания (одобрено решением ФУМО от
02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания,
развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и
предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом
коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как
способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы
будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений
музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании
образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор,
классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной
культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения
музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных
музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка,
понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов
музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей,
специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным.
Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и
осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям,
которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения
(В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования
мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при
составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества,
как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных
ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного
исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в

целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым
формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов,
внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных
представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,
элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание
чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной
сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с
природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к
общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального
переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными
универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного
воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в
том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);
д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки,
основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационнообразного строя отечественной музыкальной культуры.

8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других
стран, культур, времён и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и
основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области
«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность
обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных
действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 1 классе составляет 33 часов (не
менее 1 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Весь мир звучит
Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр
Звукоряд
Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы
Интонация
Выразительные и изобразительные интонации
Ритм
Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта
Ритмический рисунок
Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая
партитура
Размер
Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4
Музыкальный язык
Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато,
акцент и др.)
Высота звуков
Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот на клавиатуре. Знаки альтерации (диезы,
бемоли, бекары)
Мелодия
Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический
рисунок
Сопровождение
Аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение, проигрыш
Песня
Куплетная форма. Запев, припев.
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Край, в котором ты живёшь
Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты
Русский фольклор
Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые,
заклички, потешки, считалки, прибаутки)
Русские народные музыкальные инструменты
Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки).
Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии
Сказки, мифы и легенды
Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России. Сказки и легенды
о музыке и музыкантах
Жанры музыкального фольклора
Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и
пляски. Традиционные музыкальные инструменты
Народные праздники
Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных

праздников
Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Музыкальные портреты
Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты»,
выраженные в музыкальных интонациях
Какой же праздник без музыки?
Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном
празднике
Модуль "КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА"
Композиторы — детям
Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра.
Песня, танец, марш
Музыкальные инструменты. Флейта
Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты
в сопровождении фортепиано, оркестра
Программная музыка
Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф
Модуль "МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО"
Опера. Главные герои и номера оперного спектакля
Ария, хор, сцена, увертюра — оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских
и зарубежных композиторо
Модуль "МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА"
Музыка народов Европы
Танцевальный и песенный фольклор европейских народов. Канон. Странствующие музыканты.
Карнавал
Музыка Японии и Китая
Древние истоки музыкальной культуры стран Юго-Восточной Азии. Императорские церемонии,
музыкальные инструменты. Пентатоника

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие,
смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего
образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и
внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его
исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов
России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в
творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и
доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и
других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины
мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность
в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей
среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкальноисполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика
умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе,
настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в
сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при
изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать
основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;

- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты
(музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы
и др.);
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства,
сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем
алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения,
делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным
состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкальноисполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений,
планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного
музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей
предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое,
причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента,
классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в
различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную
в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной
задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем
алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение,

чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные
нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия,
исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при
решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование
смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности
(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия
и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ
музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в
регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как
важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:

с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах,
умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные
произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;
имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных
смежных видах искусства;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по
учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль «Музыка в жизни человека»:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни,
посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы,
выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые
жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением),
декламационность, эпос (связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в
окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических
потребностей.
Модуль «Народная музыка России»:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному
фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые,
ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или
народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных
и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;
исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;
участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на
основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль «Музыкальная грамота»:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие,
высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия,
аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия
музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные
формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;

ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;
исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль «Классическая музыка»:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение,
исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть
типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные
и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков;
воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства,
вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального
восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания
музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства
настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль «Музыка народов мира»:
различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях
профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров);
различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и
называть типичные жанровые признаки.
Модуль «Музыка театра и кино»:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта,
мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух
и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих
голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом
процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
всего

контрольные
работы

Репертуар
практические
работы

для слушания

для пения

Говорят
дельфины. Из
мультика
"Девочка и
дельфин". Э.
Артемьев,
слова А.
Кондратьева

для
музицирования

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

07.09.2022

Игра — подражание звукам и
голосам природы с
использованием шумовых
музыкальных инструментов,
вокальной импровизации.;

Практическая
работа;
Наблюдение ;

urok.1sept.ru>articles>592338 Первый урок музыки в 1
классе. Наш мир полон звуков.

Модуль 1. Музыкальная грамота
1.1.

Весь мир звучит

0.25

0

0

Звуки природы

1.2.

Звукоряд

0.25

0

0

Тик - так. З. Левина,
слова Т. Спендиаровой.

14.09.2022

Знакомство с элементами нотной
записи. Различение по нотной
записи, определение на слух
звукоряда в отличие от других
последовательностей звуков.;

Письменный
контроль;
Наблюдение ;

resh.edu.ru>subject>lesson-main
- Музыка живёт. Слушаем,
исполняем, записываем.

1.3.

Интонация

0.25

0

0.25

Колыбельная. Из цикла
"Восемь русских
народных песен для
оркестра" А. Лядов.

21.09.2022

Слушание фрагментов
музыкальных произведений,
включающих примеры
изобразительных интонаций;

Практическая
работа;

resh.edu.ru>subject>lesson>5954
- Интонация. Гимн России музыкальный символ моей
Родины

1.4.

Ритм

0.25

0

0

Укачаю, укладу. Русская
народная колыбельная.

27.10.2022

Игра «Ритмическое эхо»,
прохлопывание ритма по
ритмическим карточкам,
проговаривание с использованием
ритмослогов. Разучивание,
исполнение на ударных
инструментах ритмической
партитуры.;

Практическая
работа;

urok.1sept.ru>articles>611674 Развитие чувства ритма на
занятиях по музыке

1.5.

Ритмический
рисунок

0.25

0

0

Бай, бай, бай, да моё
дитятко. Русская
народная колыбельная.

07.11.2022

Исполнение, импровизация с
помощью звучащих жестов
(хлопки, шлепки, притопы) и/или
ударных инструментов простых
ритмов.;

Практическая
работа;
Наблюдение ;

papik.pro>risunki>12293prostye-23 - Ритмические
карточки , простые рисунки ,
urok.1sept.ru>articles>611674 Развитие чувства ритма на
уроках музыки

1.6.

Размер

0.25

0

0.25

14.11.2022

Ритмические упражнения на
ровную пульсацию, выделение
сильных долей в размерах 2/4, 3/4,
4/4 (звучащими жестами или на
ударных инструментах).;

Практическая
работа;

multiurok.ru>files-k-1-klassie Музыкальная грамота

1.7.

Музыкальный
язык

0.25

0

0

21.11.2022

Знакомство с элементами
музыкального языка,
специальными терминами, их
обозначением в нотной записи.;

Письменный
контроль;
Наблюдение ;

rosuchebnik.ru>muzyka-klass-1

1.8.

Высота звуков

0.25

0

0

28.11.2022

Освоение понятий «выше-ниже».
Определение на слух
принадлежности звуков к одному
из регистров. Прослеживание по
нотной записи отдельных
мотивов, фрагментов знакомых
песен, вычленение знакомых нот,
знаков альтерации.;

Наблюдение;

sh18.edudnr.ru>1>klass-vysota Музыкальное искусство.
Музыкальный звук. Высота
звука.

1.9.

Мелодия

0.75

0

0.25

05.12.2022

Обнаружение повторяющихся и
неповторяющихся мотивов,
музыкальных фраз, похожих друг
на друга.;

Практическая
работа;
Наблюдение;

urok.1step.ru>articles>662066 Дети получают представление
о мелодии, ритме,
аккомпанементе

1.10.

Сопровождение

0.25

0

0

12.12.2022

Различение простейших
элементов музыкальной формы:
вступление, заключение,
проигрыш. Составление
наглядной графической схемы.;

Практическая
работа;

prodlenka.org>razrabotki-resursy
- список тем для подготовки к
урокам музыки

Итого по модулю

3

Модуль 2. Народная музыка России
2.1.

Русский
фольклор

1.25

0

1

20.12.2022

Разучивание, исполнение русских
народных песен разных жанров.;

Практическая
работа;

resh.edu.ru>subject>lesson>3892
- Загадки, песенки , потешки

2.2.

Русские
народные
музыкальные
инструменты

1.25

0

1

28.12.2022

Знакомство с внешним видом,
особенностями исполнения и
звучания русских народных
инструментов.;

Наблюдение ;

resh.edu.ru>subject>lesson>4159
- Как звучат, как выглядят и
что исполняют русские
народные инструменты,
http://www.music-instrument.ru/
- виртуальный музей
музыкальных инструментов.

Итого по модулю

2.5

Модуль 3. Классическая музыка
3.1.

Композиторы —
детям

Итого по модулю

1

0

0.25

С. С. Прокофьев "
Детская музыка"
("Шествие кузнечиков")

27.12.2022

Слушание музыки, определение
основного характера, музыкальновыразительных средств,
использованных композитором.
Подбор эпитетов, иллюстраций к
музыке. Определение жанра.;

Практическая
работа;

resh.edu.ru>subject>lesson>5957
- В гостях у композиторов и
исполнителей,
htth://www.museum.ru/glinka/ музей музыкальной культуры
им. М. И. Глинки (Москва)

0.5

Н. А. Римский Корсаков, "Снегурочка"
(шествие Берендея,
проводы масленицы, хор
"Ай во поле Липонька").
"Садко" (колыбельная
Волхвы, хор Высота").

09.01.2023

Видеопросмотр музыкальной
сказки. Обсуждение музыкальновыразительных средств,
передающих повороты сюжета,
характеры героев. Игра-викторина
«Угадай по голосу».;

Практическая
работа;

nsportal.ru>2013/01/22-klassemir - Волшебный мир сказки.
http://www.philarmonia.spb.ru cайт Санкт - Петербургской
филармонии им. Д .Д.
Шостаковича

1

Модуль 4. Музыка театра и кино
4.1.

Музыкальная
сказка на сцене,
на экране

1

0

4.2.

Балет.
Хореография —
искусство танца

Итого по модулю

1

0

0

П. И. Чайковский
"Щелкунчик" (марш,
танцы), М. И. Глинка
"Руслан и Людмила"
(увертюра , марш
Черномора) .

16.01.2023

Посещение балетного спектакля
или просмотр фильма-балета.;

Наблюдение ;

nsportal.ru>shkola-2013/04/19balet - Что такое балет, для
детей. http://www.mariinsky.ru/
- сайт Мариинского театра

2

Модуль 5. Народная музыка России
5.1.

Сказки, мифы и
легенды

0.75

0

0

30.01.2023

Знакомство с манерой сказывания
нараспев. Слушание сказок,
былин, эпических сказаний,
рассказываемых нараспев.;

Практическая
работа;

musik-education.ru> Мифы и
легенды о музыке

5.2.

Народные
праздники

0.75

0

0

06.02.2023

Знакомство с праздничными
обычаями, обрядами,
бытовавшими ранее и
сохранившимися сегодня у
различных народностей
Российской Федерации.;

Наблюдение ;

resh.edu.ru>subject>lesson>3994
- Музыкальная картина
народного праздника

Итого по модулю

1.5

Модуль 6. Музыка в жизни человека
6.1.

Музыкальные
портреты

0.5

0

0

13.02.2023

Слушание произведений
вокальной, программной
инструментальной музыки,
посвящённой образам людей,
сказочных персонажей. Подбор
эпитетов для описания
настроения, характера музыки.
Сопоставление музыки с
произведениями изобразительного
искусства;

Практическая
работа;

nsportal.ru>shkola>musykamuzyki

6.2.

Какой же
праздник без
музыки?

0.5

0

0.5

20.02.2023

Диалог с учителем о значении
музыки на празднике;

Наблюдение ;

urok.1step.ru>articles>656554 Добрый праздник зимы,
урок.рф>library>bez-194406 Мероприятие "Без музыки
нельзя никак"

0

27.02.2023

Слушание произведений
программной музыки.
Обсуждение музыкального
образа, музыкальных средств,
использованных композитором.;

Наблюдение;

rosuchebnik.ru>muzyka-klass-1

Итого по модулю

1

Модуль 7. Классическая музыка
7.1.

Программная
музыка

Итого по модулю

1

1

0

Модуль 8. Музыкальная грамота
8.1.

Песня

Итого по модулю

2

0

2

06.03.2023

Исполнение песен, написанных в
куплетной форме.;

Практическая
работа;

http://www.plus-msk.ru/ Коллекция минусовок,
http://songkino.ru/ - Песни из
кинофильмов

2

Модуль 9. Народная музыка России
9.1.

Край, в котором
ты живёшь

1

0

0

13.03.2023

Просмотр видеофильма о
культуре родного края.;

Практическая
работа;

http://tchaikovsky.votkinsk.ru Дом - музей Чайковского г.
Воткинск

9.2.

Русский
фольклор

1.5

0

1

20.03.2023

Разучивание, исполнение русских
народных песен разных жанров.;

Практическая
работа;

http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная
библиотека "Русская
литература и фольклор"

9.3.

Русские
народные
музыкальные
инструменты

1.5

0

1

27.03.2023

Знакомство с внешним видом,
особенностями исполнения и
звучания русских народных
инструментов.;

Практическая
работа;

http://eomi.ws/bowed/ энциклопедия музыкальных
инструментов, при описании
каждого инструмента даются
основные сведения,
устройство, происхождение и
видеофрагменты с
исполнением.

9.4.

Жанры
музыкального
фольклора

1.5

0

0

03.04.2023

Разучивание, исполнение песен
разных жанров, относящихся к
фольклору разных народов
Российской Федерации.;

Практическая
работа;

miscka-knizhka.ru>pesni-detej Русские народные песни для
детей

9.5.

Народные
праздники

1.5

0

0.5

10.04.2023

Знакомство с праздничными
обычаями, обрядами,
бытовавшими ранее и
сохранившимися сегодня у
различных народностей
Российской Федерации.;

Наблюдение ;

alegri.ru>deti>vs-dlja-prazdniki Народные праздники на Руси
для детей

0.5

17.04.2023

Слушание произведений
торжественного, праздничного
характера. «Дирижирование»
фрагментами произведений.
Конкурс на лучшего «дирижёра»;

Практическая
работа;

ds102nsk.edusite.ru>p25aa1 Знакомство и приобщение
детей к народным праздникам,
alegri.ru>deti>vs-dlja-prazdniki Народные праздники на Русси
для детей

Итого по модулю

7

Модуль 10. Музыка в жизни человека
10.1.

Какой же
праздник без
музыки?

Итого по модулю

3

0

3

Модуль 11. Классическая музыка

11.1.

Программная
музыка

1.5

0

0

24.04.2023

Слушание произведений
программной музыки.
Обсуждение музыкального
образа, музыкальных средств,
использованных композитором.;

Практическая
работа;

rosuchebnik.ru>muzyka-klass-1

11.2.

Музыкальные
инструменты.
Флейта

1.5

0

0

04.05.2023

Знакомство с внешним видом,
устройством и тембрами
классических музыкальных
инструментов.;

Практическая
работа;

resh.edu.ru>subject>lesson>4159
- Как звучат русские
музыкальные инструменты

0

11.05.2023

Слушание фрагментов опер.
Определение характера музыки
сольной партии, роли и
выразительных средств
оркестрового сопровождения.;

Наблюдение ;

urok.1sept.ru>articles>518872 Путешествие в оперу - сказку

23.05.2023

Определение на слух тембров
инструментов. Классификация на
группы духовых, ударных,
струнных. Музыкальная
викторина на знание тембров
народных инструментов.;

Практическая
работа;

resh.edu.ru>subject>lesson>5254
- Mузыкальное путешествие в
Европу

31.05.2023

Слушание японской музыки.
Отличительные черты японской
музыки. ;

Практическая
работа;

resh.edu.ru>subject>lesson>5277
- Музыкальное путешествие
Япония и Китай , musiceducation>musyka-ny-e-i Японская народная музыка:
национальные инструменты и
жанры

Итого по модулю

3

Модуль 12. Музыка театра и кино
12.1.

Опера. Главные
герои и номера
оперного
спектакля

Итого по модулю

2

0

2

Модуль 13. Музыка народов мира
13.1.

Музыка народов
Европы

2

0

0

13.2.

Музыка Японии
и Китая

2

0

0

0

9

Итого по модулю

4

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

33

К. Сен - Санс "Карнавал
животных" (Лебедь,
Слон, Ископаемые,
Королевский марш
Льва).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».