РП Литературное чтение на родном (русском) языке НОО

Приложение к Основной образовательной программе
начального общего образования МАОУ СОШ №143
(приказ № 135-О от 02.09.2019)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»:
Личностные результаты:
 внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной
действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
 широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
 ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
 способность к оценке своей учебной деятельности;
 основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа,
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее
благополучие;
 ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
 знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
 развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и
сопереживание им;
 установка на здоровый образ жизни;
 основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Метапредметные результаты:
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
 освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
 использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
 активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации
в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
 овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в
соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
причинно-следственных связей, построения рассуждений;
 готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
 умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
 готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
 понимание родной литературы как одной из основных национально – культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
 осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и
культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в
систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира;
 обеспечение культурной самоидентификации;
 использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и
оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку
поступков героев;
 достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть
овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных,
научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
 осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего
народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и
получения дополнительной информации.


Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации,
содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое
овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.
Умение слушать (аудирование). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное
понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение

последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научнопознавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся, формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий
осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с
интонационным выделением знаков препинания. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого
материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся
в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры
текста. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического
слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого
текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объѐму и жанру произведений). Определение вида чтения
(изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание еѐ особенностей.
Работа с разными видами текста Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их
сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных
произведении, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование
содержания книги по еѐ названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и
самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в
коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу
беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых
книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный
лист, аннотация, иллюстрации. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать,
справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и
тематического каталога.
Работа с текстом художественного произведения Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств
языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственноэстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм
морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе (на примере народов России). Схожесть тем и
героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов,
антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения
лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественновыразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью
учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя
произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста,
авторских помет, имѐн героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача
основных мыслей).Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста,
озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание;

план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе
подробный пересказ всего текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор
слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих
составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций,
эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения
предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
1 класс
«Россия - наша Родина»
П.Воронько «Лучше нет родного края», Г Ладонщиков «Родное гнѐздышко», «Наша Родина», М.Матусовский «С чего начинается Родина» .
«Фольклор нашего народа»
Пословицы и поговорки о Родине, о детях, о правде, о добре и зле; о дружбе. «На ярмарке» Русские народные потешки и прибаутки, небылица.
Народные песенки. Русская народная песня «Берѐзонька». Русские народные игры. Считалки. Игра «Вася – гусѐночек», «У медведя во бору».
«Ни окошек, ни дверей». Народные загадки в стихах и прозе. Русские народные сказки. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и
Лапоть». Проект «Книжка-малышка»
О братьях наших меньших»
М.М. Пришвин «Журка». Н.И. Сладков «Весенняя баня». С.Я. Маршак «Зоосад». Б.В. Заходер «Птичья школа». В.В. Бианки «Музыкальная
канарейка». Посещение школьной библиотеки.
«Времена года»
И. Соколов-Микитов «Осень».А.Плещеев «Осень наступила». К.Ушинский «Выпал снег». Н.Некрасов «Новогоднее поздравление снеговика».
М.Пришвин «Цветут березки». И.С. Соколов-Микитов «Лето в лесу». А.Фет «Летний вечер».
2 класс
«Россия - наша Родина»
В. Степанов «Что мы Родиной зовѐм». К. Паустовский «Моя Россия».
«Фольклор нашего народа»
Календарные народные праздники и обряды. «Мир фольклора – мир народной мудрости». «Мир пословиц и поговорок». «Загадки и народные
приметы о временах года». Проект «Загадки». Проект. Сборник «Фольклор нашего народа».
«О братьях наших меньших»
Г.А. Скребицкий «Пушок.» К.Д. Ушинский «Чужое яичко». Н.И. Сладков «Топик и Катя».
А.Л. Барто «Бедняга крот». Е.И. Чарушин «Рябчонок» (Из цикла «Про Томку»). Экскурсия в библиотеку.
«Времена года»
Как животные к холодам готовятся. В.Бианки «Молодая ворона», «Синичкин календарь».
И.Соколов-Микитов «Осень в лесу», «Ёж», «Белки»
Г.Х.Андерсен «Снеговик». Г.Скребицкий «Осень». А.Блок «Весенний дождь» Загадки про весну
3 класс
Раздел 1 «Россия - наша Родина»
З. Александрова «Родина». А.Пришелец «Наш край».
Раздел 2 «Фольклор нашего народа»

П. Алешковский «Как новгородцы на Югру ходили» (о Новгородцах XII века — смелых мореплавателях). Народные заклички, приговорки.
Народные потешки, перевертыши, небылицы. В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. Собиратели русских народных сказок: А. Н.
Афанасьев, В. И. Даль. Народные сказки, присказка, сказочные предметы. Русская народная сказка «Летучий корабль». Русская народная сказка
«Белая уточка». Русская народная сказка «По щучьему веленью». Проект «Мои первые народные сказки»
Раздел 3. «О братьях наших меньших»
К.Г. Паустовский «Жильцы старого дома». Г.А. Скребицкий «Сиротка». Н.И. Сладков «Непослушные Малыши». Б.С. Житков «Охотник и
собаки». И. П. Токмакова «Котята».
Раздел 3. «Времена года»
Самые интересные книги, прочитанные дома. Осень в стихах и музыке. К. Паустовсий «Какие бывают дожди». А. Толстой «сугробы». Н. Асеев
«Лыжи». К. Паустовский «Стальное колечко». И. Соколов-Микитов «Сказки о природе».
4 класс
«Россия - наша Родина»
С.Михалков «Государственный гимн Российской Федерации». В.Гудимов «Россия, Россия, Россия».
«Фольклор нашего народа»
Виды устного народного творчества. Былины. Особенности былинных текстов.Былина «Волхв Всеславович». Былина «Вольга Святославич».
Славянский миф. Особенности мифа. Народные легенды. «Легенда о граде Китеже». «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Народные песни.
Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения». Песня-слава «Русская земля»
Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море. Пословицы о Родине, о подвиге, о славе. Творческий проект на тему «Россияродина моя».
«О братьях наших меньших»
Е.И. Носов «Хитрюга». В.В. Бианки «Сумасшедшая птица». В.П. Астафьев «Зорькина песня». Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч». К.Г.
Паустовский. «Теплый хлеб». Викторина по разделу «О братьях наших меньших».
«Времена года»
В.Бианки «Лесная газета». Литературная гостиная. И. Анненский «Снег». М.М.Пришвин. Рассказы о весне. Рассказы Н.И. Сладкова. Лес не
школа, а всему учит.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1 класс 16,5 часов
№ п/п

Тема

«Россия - наша Родина» 2 часа
1
Развитие речевой культуры. П.Воронько «Лучше нет родного края»
Осознание понятия «Родина». Г Ладонщиков «Родное гнѐздышко», «Наша Родина»
2
М.Матусовский «С чего начинается Родина»
«Фольклор нашего народа» 5 часов
3
Пословицы и поговорки о Родине, о детях, о правде, о добре и зле; о дружбе
Русские народные потешки и прибаутки, небылица. «На ярмарке» Народные песенки.
4
Русская народная песня «Берѐзонька».
5
Русские народные игры. Считалки. Игра «Вася – гусѐночек», «У медведя во бору»
6
«Ни окошек, ни дверей». Народные загадки в стихах и прозе.
Русские народные сказки. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
7
Проект «Книжка-малышка»
«О братьях наших меньших» 5 часов
8
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. М.М. Пришвин «Журка».
9
Наблюдение за выразительностью речи. Н.И. Сладков «Весенняя баня»
10
Развитие поэтического слуха. С.Я. Маршак «Зоосад».
11
Развитие поэтического слуха. Б.В. Заходер «Птичья школа»
В.В. Бианки «Музыкальная канарейка». Посещение школьной библиотеки.
12
«Времена года» 5 часов
Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. И. Соколов-Микитов.
13
«Осень». А.Плещеев «Осень наступила»
14
Рассказ по иллюстрациям. К.Ушинский «Выпал снег». Н.Некрасов «Новогоднее
поздравление снеговика».
Пересказ. М. Пришвин. «Цветут березки» Жуковский В.А. «Жаворонок»
15
Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов. И.С. Соколов16
Микитов «Лето в лесу» А.Фет «Летний вечер»

Кол-во часов

1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1,5

2 класс 17 часов

№ п/п

Тема

«Россия - наша Родина» 2 часа
1
Осознание понятия «Родина». В. Степанов «Что мы Родиной зовѐм»
2
К. Паустовский «Моя Россия»
«Фольклор нашего народа» 5 часов
3
Календарные народные праздники и обряды.
4
«Мир фольклора – мир народной мудрости»
5
«Мир пословиц и поговорок»
6
«Загадки и народные приметы о временах года»
7
Проект. Сборник «Фольклор нашего народа»
«О братьях наших меньших» 5 часов
8
Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Г.А. Скребицкий «Пушок».
9
Прогнозирование содержания книги по еѐ названию и оформлению К.Д. Ушинский «Чужое
яичко»
10
Н.И. Сладков «Топик и Катя». Характеристика героев.
11
Развитие поэтического слуха. А.Л. Барто «Бедняга крот».
Е.И. Чарушин «Рябчонок». (Из цикла «Про Томку»). Посещение
12
городской библиотеки.
«Времена года» 5 часов
Как животные к холодам готовятся. В.Бианки «Молодая ворона», «Синичкин календарь».
13

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

14

Определение последовательности событий. Г.Х.Андерсен «Снеговик».

1

15

Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. А. Блок «Весенний дождь»
Загадки про весну
Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. И. Соколов-Микитов «Осень в
лесу», «Ёж», «Белки»
Опрос по пройденным произведения «Что? Где? Когда?»

1

16
17

1
1

3 класс 17 часов
№ п/п

Тема

«Россия - наша Родина» 2 часа
Проявление любви к Родине в литературе. З. Александрова «Родина» А.Пришелец «Наш край»
1
П. Алешковский «Как новгородцы на Югру ходили» (о Новгородцах XII века — смелых
2
мореплавателях) (выборочно рассказы)
«Фольклор нашего народа» 5 часов
Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши.
3
В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа.
4
5
Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль
Народные сказки, присказка, сказочные предметы. Русская народная сказка «Иван –
6
Царевич и серый волк». Русская народная сказка «Летучий корабль». Русская народная
сказка «Морозко». Русская народная сказка «Белая уточка». Русская народная сказка
«По щучьему веленью». (на выбор)
7

Кол-во часов
1
1

1
1
1
1

Проект «Мои первые народные сказки»

«О братьях наших меньших» 5 часов
8
Пересказ. К.Г. Паустовский «Жильцы старого дома».
9
Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Г.А. Скребицкий «Сиротка».
10
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Н.И.
Сладков «Непослушные Малыши»
11
Определение последовательности событий. Б.С. Житков. Охотник и собаки.
12
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. И.П. Токмакова «Котята».
Выставка книг о животных.

1
1
1
1
1

«Времена года» 5 часов
13
14
15
16
17

Самые интересные книги, прочитанные дома. (Тема осень) «Очей очарованье»: осень в
стихах и музыке. К.Паустовский «Какие бывают дожди»
Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений А. Толстой «Сугробы».
Н.Асеев «Лыжи».
Выборочный пересказ по заданному фрагменту. К. Паустовский «Стальное колечко».
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам. И.
Соколов-Микитов. Русские сказки о природе.
Тестовая работа по пройденным материалам.

1
1
1
1
1

4 класс 17 часов

№ п/п

Тема

«Россия - наша Родина» 2 часа
Осознание понятия «Родина». С.Михалков «Государственный гимн Российской Федерации»
1

Кол-во
часов
1

2
Проявление любви к Родине в литературе В.Гудимов «Россия, Россия, Россия»
Фольклор нашего народа» 5 часов
Виды устного народного творчества. Былины. Особенности былинных текстов.Былина «Волхв
3
Всеславович». Былина «Вольга Святославич»
4
Славянский миф. Особенности мифа.
Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком».
5

1

Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»
Песня-слава «Русская земля».Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море»
Пословицы о Родине, о подвиге, о славе. Творческий проект на тему «Россия-родина моя».
7
«О братьях наших меньших» 5 часов
8
Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста. Е.И. Носов «Хитрюга».
9
Подробный пересказ текста. В.В. Бианки «Сумасшедшая птица».
10
Разные виды пересказа художественного текста. В.П. Астафьев «Зорькина песня»
11
Прогнозирование содержания книги по еѐ названию и оформлению. Г.А. Скребицкий «Кот
Иваныч»
К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Викторина по разделу «О братьях наших меньших».
12

1

6

«Времена года» 5 часов
В.Бианки «Лесная газета»
13
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. И. Анненский «Снег».
14
М.М.Пришвин. Рассказы о весне.
15
Рассказы Н.И. Сладкова. Лес не школа, а всему учит
16
Проект «Любимое время года»
17

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».