Приложение к Основной образовательной программе
начального общего образования МАОУ СОШ №143
(приказ № 135-О от 02.09.2019)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского
общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов
и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации
информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого
высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей
и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире,
культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в
систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е.
овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с
использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и
оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку
поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять
главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности,
пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и
художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста
по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное
произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения,
репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Виды речевой и читательской деятельности
Слушание (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания
звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий,
осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и
художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и
навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения,
позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение
предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов,
передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение
самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и
паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение
вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей
создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность
поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и
оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые
части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять
ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало
книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация,
иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный
материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания
(справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное
пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание
заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ
поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе
разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста
с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов
с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте
слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление
поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь.
Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание
каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде
назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный
пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в
тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное
описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске,
характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета,
последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-
популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление
причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или
опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова,
модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с
учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и
самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою
точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять
доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм
речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного
словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме
или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности.
Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научнопопулярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения,
изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного
высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического
высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам
либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в
письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание,
рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и
волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П.
Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями
современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия
младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и
произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочноэнциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре,
дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов,
эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет
(последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет,
интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм,
рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки):
узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок:
лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными
средствами.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование,
драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их
(установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного
текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к
произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей,
оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить
литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
1 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
132 часа
Количество
часов
Тема
ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (СЛУШАНИЕ)
Знакомство с учебником. Составление рассказа по картинке
Речь письменная и устная
Предложение
Предложение и слово
Предложение и слово
Предложение и слово (закрепление). Стартовая диагностика.
Предложение и слово (закрепление)
Слово и слог
Слог,ударение
Слог, ударение(закрепление)
Деление слов на слоги
Звуки речи: гласные и согласные
Гласные и согласные звуки. Слияние согласного с гласным
Знакомство с алфавитом. Обозначение звуков
Гласные и согласные звуки.(закрепление)
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (69 ЧАСОВ)
Гласный звук [а], буквы А, а
Гласный звук [а], буквы А, а
Звук [о], буквы О, о
Звук [о], буквы О, о
Звук [и], буквы И, и
Гласная буква ы, звук [ы]
Гласная буква ы, звук [ы]
15 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
Звук [у], буквы У, у
Звук [у], буквы У, у
Звуки [н], [н’], буквы Н, н
Звуки [н], [н’], буквы Н, н
Звуки [с], [c’], буквы С, с
Звуки [с], [c’], буквы С, с
Звуки [к], [к’], буквы К, к
Звуки [т], [т’], буквы Т, т
Закрепление пройденного материала
Звуки [л], [л’], буквы Л, л
Звуки [л], [л’], буквы Л, л (закрепление)
Повторение и закрепление изученного материала
Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р
Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р (закрепление)
Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в
Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э]
Буква Е – показатель мягкости согласных
Чтение слов с буквой Е (повторение и закрепление)
Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п
Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м
Чтение слов и текстов с буквами М, м. Сопоставление слогов и слов с буквами Л и М
Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з
Чтение слов, текстов с буквами З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами с и з (закрепление)
Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б
Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д
Парные согласные [д], [д’]; [т], [т’], буквы Д, д, Т, т
Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а]
Буква Я – показатель мягкости согласного
Закрепление пройденного материала
Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г
Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч
Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч (закрепление)
Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
Буква ь в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного
Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков
Закрепление. Чтение слов и предложений с изученными буквами.
Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши
Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши (за-крепление)
Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж
Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж (закрепление)
Чтение слов с Ж и Ш
Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й’о]
Буква Ё, ё – показатель мягкости
Мягкий согласный звук [й’].Буквы Й, й
Чтение слов с буквой й (закрепление)
Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х
Чтение слов с буквой х (закрепление)
Твёрдые и мягкие согласные
Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у]
Обозначение буквой ю гласного звука [у] после мягких согласных в слиянии
Чтение слов с буквой Ю
Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц
Чтение слов с буквами Ц, ц (закрепление)
Гласный звук [э]. Буквы Э, э
Чтение слов с буквой Э
Чтение слов с изученными буквами и словарная работа
Мягкий согласный звук [щ’], буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ща, щу
Чтение предложений и текстов с буквами Щ, щ (закрепление)
Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.
Чтение слов, предложений с буквами Ф, ф.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Мягкий и твердый разделительные знаки
Разделительные знаки
ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД(8 ЧАСОВ)
Русский алфавит
Как хорошо уметь читать. Произведения С. Маршака, В. Берестова, Е. Чарушина
К. Д. Ушинский. Наше Отечество
1
1
1
1
1
В. Крупин. Первоучители словенские. Первый букварь.
1
1
99
100
101
102
103
104
Творчество А. С. Пушкина – сказки. Л. Н. Толстой о детях. К. Д. Ушинский – великий педагог и
писатель о детях.
В. В. Бианки. «Первая охота».Творчество М. М. Пришвина.
Творчество К. И. Чуковского,С. Я. Маршака, А. Л. Барто С. В. Михалкова
Б. В. Заходер. Два и три Творчество В. Д. Берестова. Прощание с Азбукой.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
РАЗДЕЛ «ЖИЛИ-БЫЛИ БУКВЫ» (6 ЧАСОВ)
Знакомство с новым учебником «Литературное чтение». В. Данько «Загадочные буквы»
И. Токмакова «Аля Кляксич и буква “А”»
Cаша Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»Г. Сапгир «Про медведя».
М. Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Гамазкова «Кто как кричит?»
С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»
Из старинных книг. Урок-обобщение «Жили-были буквы»
РАЗДЕЛ «СКАЗКИ, ЗАГАДКИ, НЕБЫЛИЦЫ» (6 ЧАСОВ)
Е. Чарушин «Теремок»Русская народная сказка «Рукавичка»
А. С. Пушкин «Ветер, ветер…», «Ветер по морю гуляет…», «Белка песенки поёт…»
Загадки, песенки, потешки
Небылицы. Русские народные потешки.
Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни»
Урок-обобщение «Cказки, загадки, небылицы»
105
РАЗДЕЛ «АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ. 3ВЕНИТ КАПЕЛЬ!» (5 ЧАСОВ)
А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…»
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
106
107
108
109
110
111
112
Т. Белозёров «Подснежник». С. Маршак «Апрель»
И. Токмакова «Ручей». Е.Трутнева «Когда это бывает?»
Стихотворения В. Берестова, Р.Сефа. Из старинных книг. А. Майков «Христос Воскрес!».
Урок-обобщение «Апрель, апрель! Звенит капель…»
РАЗДЕЛ «И В ШУТКУ И ВСЕРЬЁЗ» (7 ЧАСОВ)
И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!»
Н. Артюхова «Саша-дразнилка»
К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки» О. Григорьев «Стук» И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка»
К. И. Чуковский «Телефон»
М. Пляцковский «Помощник».
Урок-обобщение по теме «И в шутку и всерьёз»
РАЗДЕЛ «Я И МОИ ДРУЗЬЯ» (8 ЧАСОВ)
Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок»
В. Орлов «Кто первый?» С. Михалков «Бараны» Р. Сеф «Совет»
1
1
1
1
В. Берестов «В магазине игрушек» В. Орлов «Если дружбой дорожить…» И. Пивоварова «Вежливый
ослик»
Я. Аким «Моя родня» С. Маршак «Хороший день»
М. Пляцковский «Сердитый дог Буль» Ю. Энтин «Про дружбу»
Д.Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка»
Из старинных книг. Урок-обобщение «Я и мои друзья»
Проект «Я и мои друзья»
1
1
1
1
1
1
1
1
РАЗДЕЛ «О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ» (6 ЧАСОВ)
125
126
127
128
129
130
131
132
С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак…»
В. Осеева «Собака яростно лаяла» И. Токмакова «Купите собаку»
М. Пляцковский «Цап Царапыч»Г. Сапгир «Кошка»
В. Берестов «Лягушата». В. Лунин «Никого не обижай»
С. Михалков «Важный совет» Д. Хармс «Храбрый ёж» Н. Сладков «Лисица и ёж»
1
1
1
1
1
Из старинных книг. Обобщение по теме «О братьях нашихменьших»
Резерв (по усмотрению учителя для проведения диагностических работ)
1
2
2 класс
№
п/
п
1
2
3
4
5
136 часов
Количество
часов
Тема
РАЗДЕЛ 1 «САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ»
Знакомство с учебником. Обзор летнего чтения.
Игра «Крестики – нолики»
Самое великое чудо на свете
Библиотеки.
Книги - источник необходимых знаний. Проект «Моя любимая книга»
5 часов
1
1
1
1
1
РАЗДЕЛ 2 «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» 15 часов
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Устное народное творчество
Русские народные песни
1
1
Потешки, прибаутки
Скороговорки, считалки, небылицы
Загадки, пословицы, поговорки
Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт..» Проверка техники осознанного чтения.
Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»
Сказка «У страха глаза велики»
Сказка «Лиса и тетерев»
Сказка «Лиса и журавль»
Сказка «Каша из топора»
Сказка «Гуси-лебеди»
Сказка «Гуси-лебеди»
«Сказки к нам приходят...» викторина по сказкам. Проверочная работа.
«Обожаемые сказки» (клуб веселых и находчивых)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
РАЗДЕЛ 3 «ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ»
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
8 часов
Люблю природу русскую. Осень
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной...»
К. Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…»
А. Фет «Ласточки пропали»
«Осенние листья» - тема для поэтов
В. Берестов «Хитрые грибы»
М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…»
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень»Проверочная работа.
РАЗДЕЛ 4 «РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ »
14 часов
А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»
Поэзия А. Пушкина
А. Пушкин – сказочник. «Сказка о рыбаке и рыбке»
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Обобщение по теме «Сказки А. Пушкина»
И. Крылов - баснописец. «Лебедь, Рак и Щука»
И. Крылов «Стрекоза и Муравей»
Л. Толстой «Старый дед и внучек»
Л. Толстой «Филипок»
Л. Толстой «Филипок»
Л. Н. Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже»
Весёлые стихи
Обобщение по разделу «Русские писатели»Проверочная работа.
РАЗДЕЛ 5 «О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ » 12 часов
О братьях наших меньших
Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…», И. Пивоварова «Жила- была собака…»
В. Берестов «Кошкин щенок»
Домашние животные
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
М. Пришвин «Ребята и утята»
М. Пришвин «Ребята и утята»
Е. Чарушин «Страшный рассказ»
Е. Чарушин «Страшный рассказ»
Б. Житков «Храбрый утёнок»
В. Бианки «Музыкант»
В. Бианки «Сова»
Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»Проверочная работа.
РАЗДЕЛ 6 «ИЗ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ » 9 часов
Из детских журналов
Д. Хармс «Игра»
Д. Хармс «Вы знаете?»
Д. Хармс, С. Я. Маршак «Весёлые чижи»
Д. Хармс «Что это было?»
Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»
Ю. Владимиров «Чудаки»
А. Введенский «Учёный Петя», «Лошадка»
Обобщение по разделу «Из детских журналов»Проверочная работа.
РАЗДЕЛ 7 «ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ЗИМА» 9 часов
Люблю природу русскую. Зима
Стихи о первом снеге
Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»
С. Есенин «Поёт зима – аукает…»,
Сказка «Два Мороза»Проверка техники осознанного чтения
С. Михалков «Новогодняя быль»
А. Барто «Дело было в январе…»
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима»Проверочная работа.
Игра «Поле чудес»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
РАЗДЕЛ 8 «ПИСАТЕЛИ ДЕТЯМ»
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
17 часов
Писатели детям
К. Чуковский «Путаница»
К. Чуковский «Радость»
К. Чуковский «Федорино горе»
К. Чуковский «Федорино горе»
С. Маршак «Кот и лодыри»
С. Михалков «Мой секрет»,«Сила воли»
С. Михалков «Мой щенок»
А. Барто «Верёвочка»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
А. Барто «Мы не заметили жука», «В школу»
А. Барто «Вовка – добрая душа»
Н. Н. Носов «Затейники»
Н. Н. Носов «Живая шляпа»
Н. Н. Носов «Живая шляпа»
Н. Н. Носов «На горке»
Н. Н. Носов «На горке»
Обобщение по разделу «Писатели детям» Проверочная работа.
РАЗДЕЛ 9 «Я И МОИ ДРУЗЬЯ»
Я и мои друзья
Стихи о дружбе и обидах
Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
Ю. Ермолаев «Два пирожных»
В. Осеева «Волшебное слово»
В. Осеева «Волшебное слово»
В. Осеева «Хорошее»
В. Осеева «Почему?»
В. Осеева «Почему?»
Обобщение по разделу «Я и мои друзья» Проверочная работа.
1
1
1
1
1
1
1
1
10 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
РАЗДЕЛ 10 «ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ВЕСНА» 9 часов
Люблю природу русскую. Весна.
Стихи Ф. Тютчева о весне
Стихи А. Плещеева о весне
А. Блок «На лугу»
С. Маршак «Снег теперь уже не тот…»
И. Бунин «Матери»
А. Плещеев «В бурю»
Е. Благинина «Посидим в тишине», Э. Мошковская «Я мою маму обидел…»
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна»Проверочная работа.
РАЗДЕЛ 11 «И В ШУТКУ И ВСЕРЬЁЗ»
14 часов
И в шутку и всерьёз
Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»
Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха»
Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха»
Э. Успенский «Чебурашка»
Э. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой…»
Стихи Э. Успенского
Стихи В. Берестова
Стихи И. Токмаковой
Г. Остер «Будем знакомы»
Г. Остер «Будем знакомы»
В. Драгунский «Всё тайное становится явным»
В. Драгунский «Всё тайное становится явным»
Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз»Проверочная работа.
РАЗДЕЛ 12 «ЛИТЕРАТУРА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН» 10 часов
Литература зарубежных стран
Американские и английские народные песенки
Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети…»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
126
127
128
129
130
131
132
133
134
136
Ш. Перро «Кот в сапогах»
Ш. Перро «Кот в сапогах»
Ш. Перро «Красная шапочка»
Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»Проверка техники осознанного чтения.
Э. Хогарт «Мафин и паук»
Э. Хогарт «Мафин и паук»
Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»Проверочная работа.
Проект «Мой любимый писатель-сказочник
Резервные уроки
1
1
1
1
1
1
1
1
3
3 класс
№
п/п
136 часов
Тема урока
Количество часов
1. Самое великое чудо на свете. 2 часа
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги. Рукописные книги Древней Руси
Начало книгопечатания (общее представление). Первопечатник Иван Федоров
2. Устное народное творчество. 14 часов
Особенности русского народного фольклора. Русские народные песни, небылицы.
Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства
Докучные сказки.
Сочинение докучных сказок
Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Фантастические события и волшебные предметы в русской народной сказке «Иван-царевич и Серый
Волк»
Фантастические события и волшебные предметы в русской народной сказке «Иван-царевич и Серый
Волк»
Составление плана сказки «Иван-царевич и Серый Волк»
Осуждение грубости и лени в русской народной сказке «Сивка-Бурка»
Осуждение грубости и лени в русской народной сказке «Сивка-Бурка»
Составление плана сказки «Сивка-Бурка». Проверка и оценка достижений
Внеклассное чтение «Русские народные сказки»
Внеклассное чтение «Русские народные сказки»
3.Поэтическая тетрадь. 11 часов
Как научиться читать стихи. Русские поэты XIX– XX веков. Ф. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».
Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья»
Русские поэты XIX– XX веков. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой
нивой…»
Русские поэты XIX– XX веков. Обновление природы, отраженное в стихах И. С. Никитина.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»
Русские поэты XIX– XX веков. Поэтическая картина зимы. И. Никитин «Встреча зимы»
Русские поэты XIX–XX веков. Образы детей в произведениях И. Сурикова «Детство»,
«Зима»
Русские поэты XIX–XX веков. Образы детей в произведениях И. Сурикова «Детство», «Зима»
Русские поэты XIX–XX веков. Образы детей в произведениях И. Сурикова «Детство», «Зима»
Урок-концерт «Знай и люби родную природу!»
Обобщение. Страницы русской классики
4.Великие русские писатели. 26 часов
А. С. Пушкин – великий русский писатель. Биография и творчество.
А. С. Пушкин. Лирические стихотворения
А. С. Пушкин. Лирические стихотворения
А. С. Пушкин. Лирические стихотворения
Сходство русской народной сказки и авторской сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».
Тема сказки. События сказочного текста.
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Сравнение народной и литературной сказки
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Особенности волшебной сказки.
И. А. Крылов. Биография и творчество
Басни И. А. Крылова
Басни И. А. Крылова
Инсценирование басен И. А. Крылова
Инсценирование басен И. А. Крылова
М. Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт. Биография и творчество.
М. Лермонтов. Лирические стихотворения
М. Лермонтов. Лирические стихотворения
Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя)
Л. Толстой «Акула»
Л. Толстой «Акула»
Л. Толстой «Прыжок»
Л. Толстой «Лев и собачка»
Л. Толстой «Лев и собачка»
Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»
Подробный и выборочный пересказ. Проверка и оценка достижений
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
Внеклассное чтение «Великие русские писатели»
Внеклассное чтение «Великие русские писатели»
5.Поэтическая тетрадь. 6 часов
Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе
Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе
Повествовательное произведение в стихах. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
К. Бальмонт «Золотое слово»
И. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…»
Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь». Проверка и оценка достижений.
6.Литературные сказки. 9 часов
Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»
Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»
Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»
В. Гаршин «Лягушка- путешественница». Характеристика героев сказки
В. Гаршин «Лягушка- путешественница». Характеристика героев сказки
В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказки
В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказки
Внеклассное чтение
Обобщение по разделу «Литературные сказки»
7.Были-небылицы. 10 часов
М. Горький «Случай с Евсейкой»
М. Горький «Случай с Евсейкой»
М. Горький «Случай с Евсейкой»
Человек и животные. К. Паустовский «Растрепанный воробей».
Человек и животные. К. Паустовский «Растрепанный воробей».
Краткий пересказ рассказа К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей»
А. Куприн «Слон»
А. Куприн «Слон»
А. Куприн «Слон»
Путешествие по «Былям-небылицам». Проверка и оценка достижений.
8.Поэтическая тетрадь. 6 часов
Саша Черный. Стихи о животных: «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон»
Саша Черный. Стихи о животных: «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
А. Блок. Картины зимних забав
А. Блок. Картины зимних забав
Природа в стихотворении С. Есенина «Черемуха»
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»
9.Люби живое. 16 часов
Автобиографическое повествование. М. Пришвин «Моя Родина»
Автобиографическое повествование. М. Пришвин «Моя Родина»
О братьях наших меньших. И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
О братьях наших меньших. И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
Верность и преданность. В. Белов «Малька провинилась»
В. Белов «Еще про Мальку»
В. Бианки «Мышонок Пик»
В. Бианки «Мышонок Пик»
Б. Житков «Про обезьянку»
Б. Житков «Про обезьянку»
Б. Житков «Про обезьянку»
В. Астафьев «Капалуха». Герои произведения
В. Драгунский. «Он живой и светится»
В. Драгунский. «Он живой и светится»
Обобщение по разделу «Люби живое». Проверка и оценка достижений.
Внеклассное чтение по теме «Люби живое»
10.Поэтическая тетрадь. 8 часов
Образы русской природы. С. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной...»
Образы русской природы. С. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной...»
Стихи о детях. А. Барто «Разлука», «В театре».
Стихи о детях. С. Михалков «Если»
Любовь к животным в стихах Е. Благининой «Кукушка», «Котенок».
Любовь к животным в стихах Е. Благининой «Кукушка», «Котенок».
Проект «Времена года»
Литературная игра. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»
11.Собирай по ягодке – наберешь кузовок. 12 часов
Положительные качества человека. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
110 Положительные качества человека. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»
111 А. Платонов «Цветок на земле»
Рассказы о детях. А. Платонов «Еще мама». Выборочный пересказ эпизодов, замена диалогов косвенной
112
речью
113 А. Платонов «Еще мама». Выборочный пересказ эпизодов, замена диалогов косвенной речью
114 Образы детей в произведении М. Зощенко «Золотые слова»
115 Образы детей в произведении М. Зощенко «Золотые слова»
116 Общение и поступки детей. М. Зощенко «Великие путешественники»
117 Общение и поступки детей. М. Зощенко «Великие путешественники»
118 Юмористические рассказы для детей. Н. Носов «Федина задача», «Телефон»
119 Обобщение по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».
120 Внеклассное чтение по теме «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»
12.ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ. 8 часов
121 «Мурзилка» и «Веселые картинки» – самые старые детские журналы.
122 «Мурзилка» и «Веселые картинки» – самые старые детские журналы.
123 Рассказ Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой»
124 Юмор в рассказе. Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».
125 Юмор в рассказе. Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».
126 Веселые стихи для детей. Г. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды».
127 Шутливое искажение действительности. Р. Сеф. «Веселые стихи»
128 Обобщение по разделу «По страницам детских журналов». Проверка и оценка достижений.
13.ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА. 9 часов
129 Древнегреческий миф. Храбрый Персей
130 Древнегреческий миф. Храбрый Персей
131 Древнегреческий миф. Храбрый Персей
132 Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утенок»
133 Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утенок»
134 Нравственный смысл сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок»
135 Обобщение по разделу «Зарубежная литература».
136 Итоговый урок «Что читать летом».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4 класс 102 часа
№
п.п
ЛЕТОПИСИ, БЫЛИНЫ, СКАЗАНИЯ, ЖИТИЯ.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Кол-во часов
ТЕМА
11 часов
Знакомство с учебником по литературному чтению
Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».
События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников.
Из летописи «И вспомнил Олег коня своего
Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А. С. Пушкина
«Песнь о вещем Олеге»
Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»
Прозаический текст былины «Ильины три поездочки»
Герой былины – защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри»
Сергий Радонежский – святой земли Русской. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому»
«Житие Сергия Радонежского»
Проект: «Создание календаря исторических событий»
Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития».
ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ. 17 часов
12
Биография П.П. Ершова и его сказка «Конёк- Горбунок»
13
П.П.Ершов «Конёк-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.
14
П.П.Ершов «Конёк-Горбунок».Характеристика героев.
15
А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!»
С. Пушкин « А.С.
16 Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
17
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев.
18
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Смысловые части сказки.
19
Биография М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок.
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Характеристика героев.
Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство»
Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал». Басня.
Жизнь и творчество А.П. Чехова.
А.П. Чехов. Подготовка сообщения о писателе. А.П. Чехов «Мальчики».
А.П. Чехов «Мальчики». Проверка техники осознанного чтения.
Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Проверочная работа.
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ
7 часов
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…»
А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»
Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..»
А.Н. Плещеев «Дети и птичка»
И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»
Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»
И.А. Бунин «Листопад».Картина осени в стихах И. А. Бунина
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ
12 часов
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки.
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ.
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст - описание в содержании художественного произведения.
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста.
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста.
П.П. Бажов «Серебряное копытце»
П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения.
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки.
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Словесное иллюстрирование.
Обобщение по разделу «Литературные сказки».
ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС 7часов
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания Е.Л. Шварц
«Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения.
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
В.Ю. Драгунский «Главные реки»
В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»
В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка.
В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения.
Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».
СТРАНА ДЕТСТВА 6 часов
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков»
Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения.
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения.
М.М. Зощенко «Елка».
Обобщение по разделу «Страна детства».
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ
4 часа
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания
В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»
С.А. Есенин «Бабушкины сказки»
М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…» . «Наши царства»
Устный журнал «Поэтическая тетрадь».
ПРИРОДА И МЫ 11 часов
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержанияД.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе.
А.И. Куприн «Барбос и Жулька»
А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения.
М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка.
М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
Е.И. Чарушин «Кабан»
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана.
Проект «Природа и мы».
Обобщение по разделу.
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 5 часов
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.Л. Пастернак «Золотая осень»
С.А. Клычков «Весна в лесу».
Д.Б. Кедрин «Бабье лето» Н.М. Рубцов «Сентябрь»
С.А. Есенин «Лебедушка»
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
РОДИНА 5 часов
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в
поэтическом тексте.
С.Д. Дрожжин «Родине» А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»
Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»
Обобщение по разделу
Проект: «Они защищали Родину»
СТРАНА ФАНТАЗИЯ 5 часов
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа.
Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.
Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра.
Обобщение по разделу «Страна Фантазия».
Зарубежная литература 12 часов
Знакомство с разделом.Д. Свифт «Путешествие Гулливера»
Д. Свифт «Путешествие Гулливера»
Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.
Г. Х. Андерсен «Русалочка».
Г. Х. Андерсен «Русалочка».
Г. Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев.
М. Твен «Приключения Тома Сойера».
М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев и их поступков.
С. Лагерлеф «Святая ночь»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
100
101
102
С. Лагерлеф «В Назарете». Святое семейство.
С. Лагерлеф « «В Назарете». Святое семейство. Иисус и Иуда.
Обобщение по разделу «Зарубежная литература»
1
1
1