РП Окружающий мир ФГОС НОО

Приложение к Основной образовательной программе
начального общего образования МАОУ СОШ №143
(приказ № 135-О от 02.09.2019)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского
общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования,
таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-1-

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,
схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между
объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её
современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного
поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.
с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
-2-

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Человек и природа
Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая
природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад,
листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество - то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ:
соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы, их свойства.
Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета; общее
представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия,
расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений).
Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Измерение
температуры воздуха. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте).
Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая
характеристика на основе наблюдений).
Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни
человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые
родного края (2-3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет,
тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное
отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери,
их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы,
птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные
-3-

родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем - единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ.
Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений.
Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда
и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).
Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и
животных, занесенных в Красную книгу. Посильное участие в охране природы (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за
растениями и животными).
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная,
нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека.
Человек и общество
Общество - люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей
цели.
Человек - член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание
посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и
фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба,
игры, отдых.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми,
сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.
Средства связи: почта, телеграф, телефон.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный
флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской
Федерации. Права ребенка.
-4-

Президент Российской Федерации - глава государства.
Праздник в жизни общества. Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, День Победы, День России, День защиты детей, День
народного единства, День Конституции.
Россия на карте; Государственная граница России.
Москва - столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных
исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты
через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору).
Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).
Уважительное отношение к своему и другим народам.
Родной край - частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности;
музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных народов, проживающих в
данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные
исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда,
традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Посильное
участие в охране памятников истории и культуры своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 3-4 (несколькими) странами (с
контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Составление режима дня школьника. Физическая
культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая
помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обморожении, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улицах. Правила дорожного движения. Поведение на перекрестках,
улицах, игровых площадках. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешеходов, пассажиров. Правила
противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе в разное время года.

-5-

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

1 класс, 66 часов
Тема
ВВЕДЕНИЕ
2 часа
Задавайте вопросы! Знакомство с учебником.
Наши помощники. Знакомство с учебными пособиями.
РАЗДЕЛ «ЧТО И КТО?» 20 часов
Что такое Родина?
Что мы знаем о народах России?
Что мы знаем о Москве?
Родной край — частица России. Проект «Моя малая Родина».
Что у нас над головой?
Что у нас под ногами?
Что общего у разных растений?
Что растёт на подоконнике?
Что растёт на клумбе?
Что это за листья?
Что такое хвоинки?
Кто такие насекомые?
Кто такие рыбы?
Кто такие птицы?
Кто такие звери?
Что окружает нас дома?
Что умеет компьютер?
Что вокруг нас может быть опасным?
На что похожа наша планета?
Родной край — частица России. Проверим себя.
-6-

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

35
36
37
38
39
40
41
42
43
44

РАЗДЕЛ «КАК, ОТКУДА И КУДА?» 12 часов
Как живёт семья?
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Откуда в наш дом приходит электричество?
Как путешествует письмо?
Куда текут реки?
Откуда берутся снег и лёд?
Как живут растения?
Как живут животные?
Как зимой помочь птицам?
Откуда берётся и куда девается мусор?
Откуда в снежках грязь?
Семья - самое близкое окружение человека.
«ГДЕ И КОГДА?» 10 часов
Когда учиться интересно?
Когда придёт суббота?
Когда наступит лето?
Где живут белые медведи?
Где живут слоны?
Где зимуют птицы?
Когда появилась одежда?
Когда изобрели велосипед?
Когда мы станем взрослыми?
Ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Проверим себя.

45
46
47
48
49
50

РАЗДЕЛ «ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ?» -22часа
Почему Солнце светит днём, а звезды ночью?
Почему Луна бывает разной?
Почему идет дождь и дует ветер?
Почему звенит звонок?
Почему радуга разноцветная?
Почему мы любим кошек и собак?

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

-7-

51
52
53
54
55
56
57

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
Зачем мы спим ночью?
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Зачем нам телефон и телевизор?
Зачем нужны автомобили?

1
1
1
1
1
1
1

58
59

Зачем нужны поезда?
Зачем нужны корабли?

1
1

60

Зачем строят самолеты?

1

61

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

1

62

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

1

63

Зачем люди осваивают космос?

1

64

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1

65
66

Дикие и домашние животные. Бережное отношение человека к животным.
Проект «Мои домашние питомцы».

1

2 класс, 68 часов
№ п/п

Тема

Кол-во часов

«Где мы живем?»
1
2
3
4

4 часа

Родная страна
Город и село. Проект «Родной город (село)».
Природа и рукотворный мир
Проверим себя и оценим свои достижения по раз- делу «Где мы живем»
«Природа» 20 часов
-8-

1
1
1
1

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Неживая и живая природа.
Явления природы
Что такое погода?
В гости к осени
В гости к осени
Звёздное небо
Заглянем в кладовые земли
Про воздух
Про воду
Какие бывают растения
Какие бывают животные
Невидимые нити
Дикорастущие и культурные растения
Дикие и домашние животные
Комнатные растения
Животные живого уголка
Про кошек и собак
Красная книга
Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»
«Жизнь города и села» 10 часов
Что такое экономика
Из чего что сделано
Как построить дом
Какой бывает транспорт
Культура и образование
Все профессии важны. Проект «Профессии»
В гости к зиме
В гости к зиме
-9-

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»
Презентация проектов «Родной город (село)»,«Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии»
«Здоровье и безопасность» 9 часов
Строение тела человека
Если хочешь быть здоров
Берегись автомобиля!
Школа пешехода
Домашние опасности
Пожар
На воде и в лесу
Опасные незнакомцы
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»
«Общение» 7 часов
Наша дружная семья
Проект «Родословная»
В школе
Правила вежливости
Ты и твои друзья
Мы – зрители и пассажиры
Проверка и оценка знаний по разделу «Общение»
«Путешествия» 18 часов
Посмотри вокруг
Ориентирование на местности
Ориентирование на местности
Формы земной поверхности
Водные богатства
В гости к весне
В гости к весне
Россия на карте
- 10 -

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Проект «Города России»
Путешествие по Москве
Московский Кремль
Город на Неве
Путешествие по планете
Путешествие по материкам
Страны мира. Проект «Страны мира»
Впереди лето
Проверка и оценка знаний по разделу «Путешествия»
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

3 КЛАСС, 68 часов
№
п.п.

ТЕМА

Кол-во часов

КАК УСТРОЕН МИР. 6 часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Природа. Разнообразие природы. Значение природы для людей
Человек. Ступеньки познания
Проект «Богатства, отданные людям»
Общество
Мир глазами эколога

Природа в опасности. Охрана природы
ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА. 18 часов
Тела, вещества, частицы
Разнообразие веществ
Воздух и его охрана
Вода и жизнь. Свойства воды
Превращения и круговорот воды в природе
Берегите воду!
- 11 -

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Что такое почва

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Организм человека
Органы чувств
Надёжная защита организма

35
36
37
38
39
40
41

Огонь, вода и газ

Разнообразие растений
Солнце, растения и мы с вами
Размножение и развитие растений
Охрана растений

Разнообразие животных
Кто что ест? Цепи питания

Невидимая сеть и невидимая пирамида
Размножение и развитие животных
Охрана животных
В Царстве грибов

Великий круговорот жизни

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ. 10 часов

Опора тела и движение
Наше питание. Органы пищеварения
О дыхании, движении крови

Умей предупреждать болезни
Здоровый образ жизни
«Организм человека»

Проектная работа «Школа кулинаров»
.НАША БЕЗОПАСНОСТЬ. 7 часов
Чтобы путь был счастливым
Дорожные знаки
Проектная работа «Кто нас защищает»
Опасные места

Природа и наша безопасность
Экологическая безопасность
ЧЕМУ УЧИТ ЭКОНОМИКА. 11 часов
- 12 -

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

Для чего нужна экономика

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Природные богатства и труд людей – основа экономики
Полезные ископаемые
Растениеводство
Животноводство
Какая бывает промышленность
Проект «Экономика родного края»
Что такое деньги

Государственный бюджет
Семейный бюджет

Экономика и экология
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ. 16 часов

53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Золотое кольцо России
Золотое кольцо России
Золотое кольцо России
Золотое кольцо России
Проект «Музей путешествий»
Наши ближайшие соседи

1
1
1

На севере Европы
Что такое Бенилюкс
В центре Европы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

Путешествие по Франции
Путешествие по Великобритании
На юге Европы

По знаменитым местам мира
Достопримечательности нашего города
Подведение итогов.

Подведение итогов.

- 13 -

4 КЛАСС, 68 часов
№ п/п

Тема

Кол-во часов

20
21
22

«ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО» 9 часов
Мир глазами астронома.
Планеты Солнечной системы.
Звёздное небо - великая «книга» природы.
Мир глазами географа.
Мир глазами историка.
Когда и где?
Мир глазами эколога.
Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие.
Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга.
«ПРИРОДА РОССИИ» 10 часов
Равнины и горы России
Моря, озера и реки России.
Природные зоны России
Зона арктических пустынь.
Тундра.
Леса России
Лес и человек.
Зона степей
Пустыни
У Черного моря.
РОДНОЙ КРАЙ - ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ»
15 часов
Наш край
Поверхность нашего края
Водные богатства нашего края

23

Наши подземные богатства

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

- 14 -

24

Земля-кормилица

1

25
26
27
28
29
30
31
32

Жизнь леса
Жизнь луга.
Жизнь в пресных водах.
Природные сообщества родного края
Природные сообщества родного края
Природные сообщества родного края
Растениеводство в нашем крае
Животноводство в нашем крае

1
1
1
1
1
1
1
1

33
34

1
1

40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50

Презентация проектов
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край - часть большой страны»
«СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ» 5 часов
Начало истории человечества.
Мир древности: далекий и близкий
Средние века: время рыцарей и замков
Новое время: встреча Европы и Америки
Новейшее время: история продолжается сегодня
«СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОССИИ» 20 часов
Жизнь древних славян
Во времена Древней Руси
Страна городов
Из книжной сокровищницы Древней Руси
Трудные времена на Русской земле
Русь расправляет крылья
Куликовская битва
Иван Третий
Мастера печатных дел
Патриоты России
Петр Великий

51

Михаил Васильевич Ломоносов

1

35
36
37
38
39

- 15 -

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Екатерина Великая
Отечественная война 1812 года
Страницы истории XIX века
Россия вступает в ХХ век
Страницы истории 1920–1930-х годов
Великая война и Великая Победа
Великая война и Великая Победа
Страна, открывшая путь в космос
«СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ» 9 часов
Основной закон России и права человека.
Мы – граждане России
Славные символы России
Такие разные праздники
Путешествие по России
Путешествие по России
Путешествие по России
Обобщающий урок по историко-обществоведческим темам.
Презентация проектов (по выбору)

.

- 16 -

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».