РП От слова к тексту ФГОС НОО

Приложение к Основной образовательной программе
начального общего образования МАОУ СОШ №143
(приказ № 135-О от 02.09.2019)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОТ СЛОВА К ТЕКСТУ»
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОТ СЛОВА К ТЕКСТУ»
Личностные результаты:
 оценивать (как хорошие или плохие) поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
 высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
 эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
 эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
 чувство прекрасного – чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
 любовь и уважение к отечеству, его языку, культуре, истории;
 интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
 наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
 ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
 этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Метапредметные результаты:
 определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
 планировать (проговаривать) последовательности шагов алгоритма для достижения цели (поиска необходимой информации);
 учиться строить и высказывать свои умозаключения на основе работы с текстом задания и иллюстрацией рабочей тетради;
 учиться работать по предложенному учителем плану;
 учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
 учиться находить ошибки в плане действий и вносить в него изменения;
 учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
 самостоятельно формулировать тему и цели урока;
 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в
1

соответствии с этими критериями.
ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и
диалогической формами речи;
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы.
Предметные результаты:
 воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
 осознанно, правильно, выразительно читать вслух любой незнакомый текст;
 самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
 самостоятельно находить ключевые слова;
 самостоятельно осваивать незнакомый текст, находить нужную информацию (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу
чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);




















2









формулировать основную мысль текста (в целом текста или его фрагмента);
составлять простой и сложный план текста;
создавать текст собственного сочинения на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное
отношение к герою);
 видеть языковые средства, использованные автором.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОТ СЛОВА К ТЕКСТУ»
Аудирование
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание
содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение
последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному,
научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за
особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и
навыков.
Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений
с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача
их с помощью интонирования. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к
выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие
умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя
(доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение
находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение.
Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных
произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания произведения по его
названию и оформлению.
3

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на
смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей,
дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев,
анализ поступков героев с точки зрения норм морали.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в
тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов.
Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.
Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского
отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и
научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста:
установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем.
Ключевые или опорные слова.
Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова,
модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с
учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и
самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме
высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение
проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт.
Использование норм речевого этикета в процессе общения.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение
активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной
теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и
содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с
4

учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни,
художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное
построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с
учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных
его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев),
использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях
(повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование,
драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и
использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения,
создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), по серии иллюстраций к произведению
или на основе личного опыта).
Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои
впечатления в устной или письменной речи.
Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения,
созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
1 КЛАСС - 33 ЧАСА
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Тема
Вводное занятие. Знакомство с предметом.
Соотношение содержание текста с заголовком. Кошка. Л. Толстой
Лексическое значение слов. Кукла. Л. Толстой
Формулирование несложных выводов. Медведь. Е. Чарушин
Определение последовательности событий. Галка. Л. Толстой
Определение главной мысли. Старик. Л. Толстой
Чтение с интонационным выделением знаков препинания. Лиса.
Е. Чарушин
5

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Лексическое значение слов. Комплексная работа за 1 четверть.
Лексическое значение слов. Скворец. А. Тихонов
Определение темы текста. Весна в лесу. А. Тихонов
Извлечение необходимой информации. Грибники. Л. Толстой
Построение монологического речевого высказывания небольшого объёма с опорой на
авторский текст. Слон. Е. Чарушин
Лексическое значение слов. Гуси. Я. Тайц
Определение главной мысли. Горный лес. А. Тихонов
Определение темы текста. Комплексная работа за 2 четверть
Итоговая работа за 1 полугодие
Соотношение содержание текста с заголовком. Кит. С. Сахарнов
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
обучающихся: чтение по ролям. Всё здесь. Я. Тайц
Определение главной мысли. Просто старушка. В. Осеева
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
обучающихся: чтение по ролям. По пояс. Я. Тайц
Формулирование несложных выводов. Зимой. С. Редозубов
Лексическое значение слов. Почему с тополей падает «снег»? По материалам
энциклопедии «Хочу всё знать»
Построение монологического речевого высказывания небольшого объёма с опорой
на авторский текст. Куры. Я. Тайц
Извлечение из текста информации, данной в неявном и явном виде.
Вороны. А. Тихонов
Определение главной мысли. Комплексная работа за 3 четверть.
Лексическое значение слов. По грибы. Я. Тайц
Определение темы текста. Три товарища. В. Осеева
Извлечение из текста информации, данной в неявном и явном виде.
Собака И. Шустова
Лексическое значение слов. Собака. И. Шустова
Формулирование несложных выводов. На лесной опушке Н. Юрцевич
Извлечение необходимой информации. Рассказ дедушки. Н. Юрцевич
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Комплексная
работа за 4 четверть.
6

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

33.

Создание собственного текста на основе художественного произведения Итоговая
работа за 2 полугодие

1

2 КЛАСС - 34 ЧАСА
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Тема
Вводное занятие. Повторение изученного.
Построение монологического речевого высказывания небольшого объёма с опорой
на авторский текст. Летом в лесу И. Сколов-Микитов
Определение темы текста. Плохо. В. Осеева
Умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по
тексту. Два товарища. Л. Толстой
Формулирование несложных выводов. Утренняя суета. В. Бурлаков
Умение делить текст на части. Жизнь в воде и на суше. А. Тихонов
Чтение с интонационным выделением знаков препинания. Аисты и лягушки. С.
Михалков
Умение делить текст на части. Комплексная работа за 1 четверть
Определение главной мысли. Неудачная рыбалка. И. Пузанов
Терпеливый мишка В. Бахревский
Умение делить текст на части и их озаглавливание. На лесной дороге И. СколовМикитов
Формулирование несложных выводов. Силачи Л. Яхтин
Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Сороки. А.
Тихонов
Определение стиля текста. Как растет сосулька. По материалам энциклопедии
Определение темы и главной мысли текста. Комплексная работа за 2 четверть
Итоговая работа за 1 полугодие
Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Играющие
собаки. К. Ушинский
Определение главной мысли. У лесного озера И. Сколов-Микитов
Определение темы текста. Первая рыбка. Е. Пермяк
Определение стиля текста. Белки. И. Сколов-Микитов
Умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по
7

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

тексту. Не стоит благодарности. С. Михалков
Деление текста на части. Жил на свете слоненок. Г. Циферов
Определение главной мысли. Зеленый кузнечик. В. Кологриф
Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова. Сурка. С. Аксаков
Определение главной мысли. Золушка. Ш. Перро
Умение работать с разными видами информации. Комплексная работа за 3 четверть
Умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по
тексту. Береза. Н. Юрцевич
Определение главной мысли. Как светлячок друга искал С. Юцзунь
Умение делить текст на части и их озаглавливание. Лосось. В. Танасийчук
Пересказ по плану. Лосось. В. Танасийчук
Умение делить текст на части и их озаглавливание. Утренняя прогулка по лесу В.
Коржиков
Пересказ по плану. Утренняя прогулка по лесу. В. Коржиков
Определение стиля текста. Комплексная работа за 4 четверть
Создание собственного текста на основе художественного произведения Итоговая
работа за 2 полугодие

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

3 КЛАСС – 34 ЧАСА
№ п\п
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема
Количество часов
Определение темы и главной мысли произведения. Вводное занятие. Синица. Г.
1
Скребицкий
Определение особенностей художественного текста. Длинноносые птицы А. Тихонов
1
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с
1
опорой на авторский текст. Фламинго. Э. Бауэр
Деление текста на части. Грызуны. По материалам энциклопедии
1
Определение темы и главной мысли. Бактерии. По материалам энциклопедии
1
Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Белолобый
1
А. Чехов
Определение темы и главной мысли. Ответ С. Михалков
1
Определение темы и главной мысли произведения. Итоговая работа за 1 четверть
8

1

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Определение стиля текста. Лиственница. А. Солженицын
Определение особенностей научно-популярного текста. Воздух. По
материалам энциклопедии
Определение темы и главной мысли. Оленеводы А. Старостин
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с
опорой на авторский текст. Змеи. По материалам энциклопедии
Определение особенностей художественного текста. Живые цветы. Э. Шим

1
1

Определение темы и главной мысли произведения. На арене цирка. По
материалам энциклопедии
Определение стиля текста. Комплексная работа за 2 четверть

1

Итоговая работа за 1 полугодие
Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. И так бывает Л.
Киселева
Определение стиля текста. Радуга. По материалам энциклопедии
Определение особенностей художественного текста. Скоро зима. А. Тихонов
Определение темы и главной мысли. Сосновый бор И. Соколов-Микитов
Определение особенностей научно-популярного текста. Дельфины. По материалам
энциклопедии
Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Башмачки. Л.
Киселева
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой
на авторский текст. Немецкая овчарка Э. Бауэр
Умение делить текст на части и их озаглавливание. Осёл и Бобр. С. Михалков
Умение пересказывать по плану. Осёл и Бобр С. Михалков
Определение особенностей художественного текста. Комплексная работа за 3 четверть
Определение особенностей художественного текста. Оленёнок. В. Васильев
Определение темы и главной мысли произведения. На катке В. Осеева
Умение делить текст на части и их озаглавливание. Растения. По материалам
энциклопедии
Умение пересказывать по плану. Растения. По материалам энциклопедии
Умение делить текст на части и их озаглавливание. Калина И. Соколов-Микитов

1
1

9

1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

32
33
34

Умение пересказывать по плану. Калина И. Соколов-Микитов
Определение особенностей научно-популярного текста. Комплексная работа за 4
четверть
Создание собственного текста на основе художественного произведения Итоговая
работа за 2 полугодие

1
1
1

4 КЛАСС – 34 ЧАСА
№ п\п

Тема

Количество часов

Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Вводное занятие. Ливень.
Г. Николаева.
Определение стиля и темы текста. Солнечный день в самом начале лета.
Г.Скребицкий
Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова. Ласточки. К. Ушинский

1

Определение особенностей научно-популярного текста.Сахар. По материалам
энциклопедии
Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Кошка и ёж. А. Бостром
Определение особенностей художественного текста.Осень, глубокая осень. С.
Аксаков

1

1

13

Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова. Клён.
И. Соколов-Микитов
Определение особенностей художественного текста. Комплексная работа за 1
четверть
Определение стиля и темы текста. Слонёнок Р. Киплинг
Определение особенностей научно-популярного текста. Язык – средство
общения. По материалам энциклопедии
Лексическое значение слов. Колибри. А. Тихонов
Умение работать с разными видами информации. Экология. По материалам
энциклопедии
Деление текста на части. Золотая осень. И. Соколов-Микитов

14

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с

1

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

10

1
1

1
1

1
1
1
1
1
1

опорой на авторский текст. Четыре желания. К. Ушинский
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Определение особенностей научно-популярного текста. Комплексная работа за 2
четверть
Итоговая работа за 1 полугодие
Определение особенностей научно-популярного текста. Планеты. По материалам
энциклопедии
Определение микротем. Жираф. Э. Бауэр
Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова. Жадный заяц. С. Михалков
Умение работать с разными видами информации. Рябина. И. Соколов-Микитов
Лексическое значение слов. Полярные совы. Н. Дудников
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой
на авторский текст. Утренние лучи. К. Ушинский
Определение особенностей художественного текста. Как Маша стала большой. Е.
Пермяк
Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Просчитался. С. Михалков
Пересказ текста по плану. Просчитался. С. Михалков
Умение работать с разными видами информации. Итоговая работа за 3 четверть
Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова . Злая мать и добрая тётя. В.
Осеева
Определение особенностей художественного текста. Солнечный дождик. Г.
Скребицкий
Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. На рыбалке. П. Молчанов
Пересказ текста по плану. На рыбалке .П. Молчанов
Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Художник- Осень. Г.
Скребицкий
Пересказ текста по плану. На рыбалке.Художник- Осень. Г. Скребицкий
Определение особенностей разных стилей текста. Комплексная работа за 4 четверть
Итоговая работа Интерпретация текста литературного произведения в творческой
деятельности

11

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».