РП Изобразительное искусство ФГОС ООО

Приложение к Основной образовательной
программе основного общего образования
МАОУ СОШ № 143
(Приказ № 140/1-О от «02» сентября 2019 г.)

Рабочая программа учебного предмета
«Изобразительное искусство»
I Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»
Личностные результаты освоения основной образовательной
программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
1

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
2

находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции);
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования
словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения предметной области "Искусство"
должны отражать:
Изобразительное искусство:
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как
части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и
средства организации общения; развитие эстетического, эмоциональноценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности,
способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного
мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы
эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов,
жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей,
воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное
творчество разных народов, классические произведения отечественного и
зарубежного искусства, искусство современности);
4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества,
выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных
образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании
красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных
видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных
(живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и
дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в
синтетических искусствах (театр и кино);
6) приобретение опыта работы различными художественными
материалами и в разных техниках в различных видах визуальнопространственных искусств, в специфических формах художественной
деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного
3

искусства, освоение практических умений и навыков восприятия,
интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного
отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности.
Предметные результаты
Изобразительное искусство
Выпускник научится:
 характеризовать особенности уникального народного искусства,
семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица,
солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских
образов;
 раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в
народном искусстве и в современной жизни;
 создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
 создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
 определять специфику образного языка декоративно-прикладного
искусства;
 создавать самостоятельные варианты орнаментального построения
вышивки с опорой на народные традиции;
 создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных
элементов в цветовом решении;
 умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства,
принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и
декора (на доступном для данного возраста уровне);
 выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции
народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца,
Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или
геометрических элементов;
 владеть практическими навыками выразительного использования
фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в
конкретном материале плоскостных или объемных
декоративных
композиций;
 распознавать
и
называть
игрушки
ведущих
народных
художественных промыслов; осуществлять собственный художественный
замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и
украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
 характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты
на основе народных традиций;
 различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
 различать национальные особенности русского орнамента и
орнаментов других народов России;
 находить общие черты в единстве материалов, формы и декора,
конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях
народных и современных промыслов;
4

 различать и характеризовать несколько народных художественных
промыслов России;
 называть пространственные и временные виды искусства и объяснять,
в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
 классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и
ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения
мира;
 объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и
содержанием изображения;
 композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с
различными художественными материалами;
 создавать образы, используя все выразительные возможности
художественных материалов;
 простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных
отношений;
 навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых
предметов (кухонная утварь);
 изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение
простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
 создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с
натуры из геометрических тел;
 строить изображения простых предметов по правилам линейной
перспективы;
 характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство
изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и
глубины пространства;
 передавать с помощью света характер формы и эмоциональное
напряжение в композиции натюрморта;
 творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры
наклейками на картоне;
 выражать цветом в натюрморте собственное настроение и
переживания;
 рассуждать о разных способах передачи перспективы в
изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих
смыслов;
 применять перспективу в практической творческой работе;
 навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках
наблюдаемого;
 навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя
правила линейной и воздушной перспективы;
 видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового
состояния и настроения в природе;
 навыкам создания пейзажных зарисовок;
 различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс,
воздушная перспектива;
5

 пользоваться правилами работы на пленэре;
 использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и
представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством
эмоциональной выразительности живописного произведения;
 навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической
организации плоскости изображения;
 различать основные средства художественной выразительности в
изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и
др.);
 определять композицию как целостный и образный строй
произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения,
соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его
метафорическом смысле;
 пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими
материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки,
использовать коллажные техники;
 различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж,
романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
 различать и характеризовать виды портрета;
 понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
 пользоваться навыками работы с доступными скульптурными
материалами;
 видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения
пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с
натуры, по представлению, по памяти;
 видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными
навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
 использовать графические материалы в работе над портретом;
 использовать образные возможности освещения в портрете;
 пользоваться правилами схематического построения головы человека
в рисунке;
 называть имена выдающихся русских и зарубежных художников портретистов и определять их произведения;
 навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений
фигуры человека;
 навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
 навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
 рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в
истории искусства;
 приемам выразительности при работе с натуры над набросками и
зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические
материалы;

6

 характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и
целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над
жизнью;
 объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях
станковой живописи;
 изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над
эскизом;
 узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая
живопись»;
 перечислять и характеризовать основные жанры сюжетнотематической картины;
 характеризовать исторический жанр как идейное и образное
выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его
мировоззренческих позиций и идеалов;
 узнавать и характеризовать несколько классических произведений и
называть имена великих русских мастеров исторической картины;
 характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии
русской культуры;
 рассуждать о значении творчества великих русских художников в
создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа
национальной истории;
 называть имена нескольких известных художников объединения
«Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
 творческому опыту по разработке и созданию изобразительного
образа на выбранный исторический сюжет;
 творческому опыту по разработке художественного проекта –
разработки композиции на историческую тему;
 творческому опыту создания композиции на основе библейских
сюжетов;
 представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе
сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в
культуре;
 называть имена великих европейских и русских художников,
творивших на библейские темы;
 узнавать и характеризовать произведения великих европейских и
русских художников на библейские темы;
 характеризовать роль монументальных памятников в жизни
общества;
 рассуждать об особенностях художественного образа советского
народа в годы Великой Отечественной войны;
 описывать и характеризовать выдающиеся монументальные
памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
 творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому
историческому событию или историческому герою;
7

 анализировать художественно-выразительные средства произведений
изобразительного искусства XX века;
 культуре зрительского восприятия;
 характеризовать временные и пространственные искусства;
 понимать разницу между реальностью и художественным образом;
 представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных
иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
 опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы
графическими материалами;
 собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер
одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и
т.д.);
 представлениям об анималистическом жанре изобразительного
искусства и творчестве художников-анималистов;
 опыту художественного творчества по созданию стилизованных
образов животных;
 систематизировать и характеризовать основные этапы развития и
истории архитектуры и дизайна;
 распознавать объект и пространство в конструктивных видах
искусства;
 понимать сочетание различных объемов в здании;
 понимать единство художественного и функционального в вещи,
форму и материал;
 иметь общее представление и рассказывать об особенностях
архитектурно-художественных стилей разных эпох;
 понимать тенденции и перспективы развития современной
архитектуры;
 различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
 характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в
пространстве городской среды;
 понимать плоскостную композицию как возможное схематическое
изображение объемов при взгляде на них сверху;
 осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка
– вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
 применять
в
создаваемых
пространственных
композициях
доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
 применять навыки формообразования, использования объемов в
дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
 создавать композиционные макеты объектов на предметной
плоскости и в пространстве;
 создавать практические творческие композиции в технике коллажа,
дизайн-проектов;
 получать представления о влиянии цвета на восприятие формы
объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет
расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
8

 приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой
архитектуры;
 характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
 понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII
– XIX веков;
 называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
 понимать основы краткой истории костюма;
 характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных
принципов дизайна одежды;
 применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции
в формировании букета по принципам икэбаны;
 использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой,
природными материалами в процессе макетирования архитектурноландшафтных объектов;
 отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный
композиционный замысел;
 использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа
в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов
одежды;
 узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева.
София Киевская. Фрески. Мозаики;
 различать итальянские и русские традиции в архитектуре
Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные
особенности соборов Московского Кремля;
 различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи.
Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной,
духовной и художественной жизни Руси;
 узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
 характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском
и храма Покрова-на-Рву;
 раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке.
Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
 работать над проектом (индивидуальным или коллективным),
создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным
темам;
 различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней
Руси;
 создавать с натуры и по воображению архитектурные образы
графическими материалами и др.;
 работать над эскизом монументального произведения (витраж,
мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный
язык при моделировании архитектурного пространства;
 сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи
Древней Руси;
9

 рассуждать о значении художественного образа древнерусской
культуры;
 ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений
изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
 использовать в речи новые термины, связанные со стилями в
изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
 выявлять и называть характерные особенности русской портретной
живописи XVIII века;
 характеризовать признаки и особенности московского барокко;
 создавать разнообразные творческие работы (фантазийные
конструкции) в материале.
Выпускник получит возможность научиться:
 активно использовать язык изобразительного искусства и различные
художественные материалы для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
 владеть
диалогической
формой
коммуникации,
уметь
аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного
искусства;
 различать и передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку,
обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных
темах искусства;
 выделять признаки для установления стилевых связей в процессе
изучения изобразительного искусства;
 понимать специфику изображения в полиграфии;
 различать формы полиграфической продукции: книги, журналы,
плакаты, афиши и др.);
 различать и характеризовать типы изображения в полиграфии
(графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
 проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
 создавать художественную композицию макета книги, журнала;
 называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII –
XIX веков;
 называть и характеризовать произведения изобразительного
искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
 называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII
века и определять скульптурные памятники;
 называть
имена
выдающихся
художников
«Товарищества
передвижников» и определять их произведения живописи;
 называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX
века и определять произведения пейзажной живописи;
 понимать
особенности
исторического
жанра,
определять
произведения исторической живописи;
 активно воспринимать произведения искусства и аргументированно
анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные
10

метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям
искусства;
 определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть
памятники архитектуры модерна;
 использовать навыки формообразования, использования объемов в
архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать
композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
 называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй
половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
 создавать разнообразные творческие работы (фантазийные
конструкции) в материале;
 узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и
XX веков;
 узнавать, называть основные художественные стили в европейском и
русском искусстве и время их развития в истории культуры;
 осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной
художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
 применять творческий опыт разработки художественного проекта –
создания композиции на определенную тему;
 понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном
искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
 характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель.
А. Гауди;
 создавать с натуры и по воображению архитектурные образы
графическими материалами и др.;
 работать над эскизом монументального произведения (витраж,
мозаика, роспись, монументальная скульптура);
 использовать
выразительный
язык
при
моделировании
архитектурного пространства;
 характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
 получать представления об особенностях художественных коллекций
крупнейших музеев мира;
 использовать навыки коллективной работы над объемнопространственной композицией;
 понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
 понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского
перевоплощения;
 называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа,
М.В. Добужинский);
 различать особенности художественной фотографии;
 различать выразительные средства художественной фотографии
(композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
 понимать изобразительную природу экранных искусств;
 характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного
образа;
11

 различать понятия: игровой и документальный фильм;
 называть
имена
мастеров
российского
кинематографа.
С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
 понимать основы искусства телевидения;
 понимать различия в творческой работе художника-живописца и
сценографа;
 применять полученные знания о типах оформления сцены при
создании школьного спектакля;
 применять в практике любительского спектакля художественнотворческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из
доступных материалов;
 добиваться в практической работе большей выразительности костюма
и его стилевого единства со сценографией спектакля;
 использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно
осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как
художественно-выразительных средств фотографии;
 применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания
и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
 пользоваться
компьютерной
обработкой
фотоснимка
при
исправлении отдельных недочетов и случайностей;
 понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
 применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла
фильма;
 применять полученные ранее знания по композиции и построению
кадра;
 использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники
съемки и компьютерного монтажа;
 применять сценарно-режиссерские навыки при
построении
текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей
компьютерной анимации;
 смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажнооператорского искусства фильмы мастеров кино;
 использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для
формирования школьного телевидения;
 реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в
практике создания видео-этюда.
II

Cодержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

Народное художественное творчество – неиссякаемый источник
самобытной красоты
Солярные знаки (декоративное изображение и их условносимволический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская
изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение
уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа
12

декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный
художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их
символическое значение. Различие национальных особенностей русского
орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных
игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное,
стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство
Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа,
роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в
народном искусстве.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в
изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного
искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества.
Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет.
Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы.
Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм
окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и
тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения
перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и
художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А.
Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в
портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А.
Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в
изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры
человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело
Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка
фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы
представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска
человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической
картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве
(Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти).
Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне,
Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н.
Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX
века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир
искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из
жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в
изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной
войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли.
13

Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников,
В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А.
Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И.
Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративноприкладного искусства. Стилизация изображения животных.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в
организации предметно – пространственной среды жизни человека. От
плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание
различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы
здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство
художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в
архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле
Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.
Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и
архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового
искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство
флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн
моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы
дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность,
обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси.
Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси.
Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи
(Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля.
Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском,
Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века»
(парсуна). Московское барокко.
Искусство полиграфии
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической
продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы
изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное
фотографическое).
Искусство
шрифта.
Композиционные
основы
макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги,
рекламы, открытки, визитной карточки и др.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном
искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов,
Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры
стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм
в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая
скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в
произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов). «Товарищество
передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского
раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И.
14

Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль»
в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения
Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная
скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин,
М.М. Антокольский).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн,
авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль
модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные
музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея).
Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская
галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).
Художественно-творческие проекты.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и
художественная фотография
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и
художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм,
грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н.
Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности.
Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности
художественной фотографии. Выразительные средства фотографии
(композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в
живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика
киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция
и
средства
эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук).
Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс
творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера
российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А.
Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и
возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие
проекты.
III Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
5
№
п/п

класс
Тема

Кол-во
часов

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
Народное художественное творчество – неиссякаемый
источник самобытной красоты.
1
2

Древние корни народного искусства – 8 часов
Солярные знаки (декоративное изображение и их
условно-символический характер).
Древние образы в народном творчестве.

1
1
15

3
4
5
6
7
8

9
10

11
12
13

14
15
16

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Русская изба.
Русская изба: единство конструкции и декора.
Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской
жизни и памятник архитектуры.
Праздничный народный костюм – целостный
художественный образ.
Обрядовые действия народного праздника, их
символическое значение.
Праздничный народный костюм (женский и мужской
образы).
Народное художественное творчество – неиссякаемый
источник самобытной красоты.
Связь времен в народном искусстве – 8 часов
Древние образы в народных игрушках
Древние образы в народных игрушках
(Дымковская, Филимоновская и Каргопольская
игрушки).
Композиционное, стилевое и цветовое единство в
изделиях народных промыслов. Искусство Гжели.
Композиционное, стилевое и цветовое единство в
изделиях народных промыслов. Хохлома.
Композиционное, стилевое и цветовое единство в
изделиях народных промыслов. Жостово, роспись по
металлу.
Композиционное, стилевое и цветовое единство в
изделиях народных промыслов (Городецкая роспись)
Орнамент как основа декоративного украшения. Щепа,
роспись по лубу и дереву. Теснение и резьба по бересте.
Различие национальных особенностей русского
орнамента и орнаментов других народов России.
Роль народных промыслов в современной жизни
(обобщение темы).
Декор – человек, общество, время – 10 часов
Роль декоративного искусства в жизни древнего
общества. Зачем людям украшения?
Символическое значение украшений.
Одежда говорит о человеке.
Одежда говорит о человеке (окончание работы).
Связь времен в народном искусстве. Геральдика.
Связь времен в народном искусстве. Герб семьи.
Связь времен в народном искусстве. Эмблема.
Связь времен в народном искусстве. Экслибрис.
Связь времен в народном искусстве. Веер.
Роль декоративного искусства в жизни человека и
общества.

1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16

27
28
29
30

31

32
33
34

6
№
п/п

1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Декоративное искусство в современном мире - 8 часов
Связь времен в народном искусстве. Русский костюм и
современная мода.
Связь времен в народном искусстве. Русский костюм и
современная мода (окончание работы).
Связь времен в народном искусстве. Современное
декоративное искусство. Витраж, мозаика. (Эскиз).
Связь времен в народном искусстве. Современное
декоративное искусство. Витраж, мозаика (продолжение
работы).
Связь времен в народном искусстве. Современное
декоративное искусство. Витраж, мозаика (окончание
работы).
Связь времен в народном искусстве. Декоративная кукла.
Связь времен в народном искусстве. Декоративная ваза.
Связь времен в народном искусстве. Декоративная ваза
(окончание работы).
Итого:
класс
Тема

Виды изобразительного искусства и основы их
образного языка – 8 часов
Пространственные искусства. Художественные
материалы.
Рисунок – основа изобразительного творчества.
Выразительные возможности изобразительного
искусства.
Язык и смысл. Художественный образ.
Линия и пятно. Ритм.
Цвет. Основы цветоведения.
Стилевое единство. Основы цветоведения.
Композиция. Основы цветоведения.
Жанры в изобразительном искусстве.
Мир наших вещей. Натюрморт - 8 часов
Натюрморт. Композиция.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
Изображение объема на плоскости
Освещение. Свет и тень.
Цвет в натюрморте.
Натюрморт в графике

1
1
1
1

1

1
1
1
34 часов

Кол-во
часов

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17

15
16

17

18
19
20
21
22
23
24
25
26

27
28
29
30
31
32
33
34

7
№
п/п

1
2
3
4

Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар,
цилиндр, конус, призма.
Многообразие форм окружающего мира.
Понимание смысла деятельности художника – 10
часов
Изображение фигуры человека в истории искусства
(Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О.
Роден).
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные
пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета
в портрете.
Изображение фигуры человека и образ человека.
Пропорции и строение фигуры человека.
Набросок фигуры человека с натуры.
Лепка фигуры человека. Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок. Образные
возможности освещения в портрете.
Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е.
Репин, И.Н., Крамской, В.А. Серов).
Человек и пространство. Пейзаж – 8 часов
Пейзаж. Правила построения перспективы.
Воздушная перспектива.
Пейзаж настроения.
Природа и художник.
Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К.
Моне, А. Сислей).
Пейзаж в графике.
Пейзаж в графике (окончание работы).
Работа на пленэре.
Итого:
класс
Тема
Вечные темы в искусстве – 8 часов
Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А.
Милашевский, В.А.Фаворский).
Искусство иллюстрации.
Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин).
Образы животных в современных предметах

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
34 часов

Кол-во
часов

1
1
1
1

18

5
6
7
8

9
10
11

12
13
14
15
16

17

18
19
20

21

22

декоративно-прикладного искусства. Стилизация
изображения животных.
Сюжет и содержание в картине.
Процесс работы над тематической картиной.
Историческая живопись художников объединения «Мир
искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих).
Историческая живопись художников объединения «Мир
искусства».
Великие исторические события в искусстве - 8 часов
Исторические картины из жизни моего города
(исторический жанр).
Праздники и повседневность в изобразительном
искусстве (бытовой жанр).
Библейские сюжеты в мировом изобразительном
искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт,
Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти).
Мифологические темы в зарубежном искусстве (С.
Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти).
Библейские сюжеты.
Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов,
И.Н. Крамской, В.Д. Поленов).
Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П.
Брюллов).
Тема Великой Отечественной войны в монументальном
искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли.
Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И.
Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н.
Яблонская).
Изобразительное искусство и архитектура России XI –
XVII вв. – 6 часов
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее
символичность, обращенность к внутреннему миру
человека.
Архитектура Киевской Руси. Мозаика.
Красота и своеобразие архитектуры ВладимироСуздальской Руси.
Архитектура Великого Новгорода. Образный мир
древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек,
Дионисий).
Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура
(церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм
Покрова на Рву).
Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна).
Московское барокко.
Взаимосвязь истории искусства и истории

1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1

1

1
1
1

1

1

19

23

24
25
26

27
28
29
30
31
32
33
34

8
№
п/п

1

2
3
4
5
6

человечества – 4 часа
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX
века (модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской
архитектуре (Ф. Шехтель).
Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди).
Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в
культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея).
Российские художественные музеи (Русский музей,
Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных
искусств имени А.С. Пушкина).
Искусство полиграфии – 8 часов
Специфика изображения в полиграфии.
Формы полиграфической продукции (книги, журналы,
плакаты, афиши, открытки, буклеты).
Типы изображения в полиграфии (графическое,
живописное, компьютерное фотографическое).
Искусство шрифта.
Композиционные основы макетирования в графическом
дизайне.
Проектирование обложки книги, рекламы, открытки,
визитной карточки и др.
Проектирование обложки книги, рекламы, открытки,
визитной карточки и др.
Проектирование обложки книги, рекламы, открытки,
визитной карточки и др.
Итого:
класс
Тема
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн – 8
часов
Художественный язык конструктивных искусств. Роль
искусства в организации предметно – пространственной
среды жизни человека.
От плоскостного изображения к объемному макету.
Здание как сочетание различных объемов. Понятие
модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания.
Вещь как сочетание объемов и как образ времени.
Единство художественного и функционального в вещи.
Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне.
Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле
Корбюзье).

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
34 часов
Кол-во
часов

1

1
1
1
1
1

20

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17

18
19

20
21

22

23
24
25
26

27

Тенденции и перспективы развития современной
архитектуры.
Жилое пространство города (город, микрорайон, улица).
Ландшафтная архитектура и дизайн – 8 часов
Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн.
Основные школы садово-паркового искусства.
Русская усадебная культура XVIII-XIX веков.
Искусство флористики.
Проектирование пространственной и предметной среды.
Дизайн моего сада.
История костюма.
Композиционно - конструктивные принципы дизайна
одежды.
Стили, направления виды и жанры в русском
изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX
вв. – 10 часов
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века
(И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л.
Боровиковский).
Архитектурные шедевры стиля барокко в СанктПетербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди).
Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф.
Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века
(Ф.И. Шубин, М.И. Козловский).
Жанровая живопись в произведениях русских
художников XIX века (П.А. Федотов).
«Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г.
Перов, А.И. Куинджи). Тема русского раздолья в
пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И.
Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов).
Исторический жанр (В.И. Суриков).
«Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический
музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на
Крови) в г. Санкт -Петербурге).
«Русский стиль» в архитектуре модерна.
Монументальная скульптура второй половины XIX века
(М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).
Монументальная скульптура второй половины XIX века
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века
(И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л.
Боровиковский).
Изображение в синтетических и экранных видах
искусства и художественная фотография – 8 часов
Роль изображения в синтетических искусствах.
Театральное искусство и художник.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1

1
1

1

1
1
1
1

1

21

28

29
30
31

32

33

34

Сценография – особый вид художественного творчества.
Костюм, грим и маска. Театральные художники начала
XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский).
Опыт художественно-творческой деятельности.
Создание художественного образа в искусстве
фотографии. Особенности художественной фотографии.
Выразительные средства фотографии (композиция, план,
ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в
живописи.
Изобразительная природа экранных искусств. Специфика
киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и
средства эмоциональной выразительности в фильме
(ритм, свет, цвет, музыка, звук).
Документальный, игровой и анимационный фильмы
Коллективный процесс творчества в кино (сценарист,
режиссер, оператор, художник, актер). Мастера
российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф.
Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков).
Телевизионное изображение, его особенности и
возможности (видеосюжет, репортаж и др.).
Художественно-творческие проекты.
Итого:

1

1
1
1

1

1

1
34 часов

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».