Приложение к Основной образовательной программе
среднего общего образования МАОУ СОШ № 143
(Приказ № 140/1-О от «02» сентября 2019 г.)
Рабочая программа учебного предмета «Литература»
1
Планируемые результаты освоения учебного
предмета «Литература»
Программа обеспечивает достижение выпускниками средней школы определенных личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты
1. Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к
созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального
самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной
культуры;
2. Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия
художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного
процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских
интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
3. Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историколитературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историколитературном процессе;
1
4.Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его
историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений
различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Метапредметные результаты
1. Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций
2. Сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
3. Осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
4. Освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных
произведений;
5. Овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и
их выбору для самостоятельного чтения;
6. Воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
7. Использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и
письменной речи.
8. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
9. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации.
10. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами:
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и
письменной формах.
11. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
12. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
13. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
2
1.
2.
3.
4.
Предметные результаты
Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для
подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных
высказываниях, формулировать выводы;
Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих
интересов;
Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в
самостоятельной деятельности.
Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических
высказываний и письменных текстов.
Планируемые результаты изучения курса "Литература" (10 класс)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко
всему живому на Земле и др.);
мотивов к творческой проектной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕНТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных
причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
3
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов
чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование
выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с
коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей
деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая
энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности,
осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов,
древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и
зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных,
непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
овладение навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность к одному из
литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного
произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка;
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
4
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского
языка и цитат из текста;
отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические
высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений,
классные и домашние творческие работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие предметные результаты освоения программы:
1. Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
2. Выразительное чтение.
3. Различные виды пересказа.
4. Заучивание наизусть стихотворных текстов.
5. Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.
6. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов
поступков героев и сущности конфликта.
7. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейнотематического содержания произведения.
8. Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
9. Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
5
Предметные
результаты
освоения основных
содержательных
линий
программы
В результате изучения литературы ученик должен
знать /понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;
• историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
• основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты
литературных направлений и течений;
• основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы
(художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции,
художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
• анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
• раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
• раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
• связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;
• выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
• соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных
направлений и течений при анализе произведения;
• определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
6
• сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные
интерпретации;
• выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
• выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Планируемые результаты изучения курса «Литература » (11 класс)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства
гордости за свою Родину, осознание своей этнической принадлежности, знание истории;
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к
самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, учитывающего социальное, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям;
освоение социальных норм, правил поведения.
развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа —
русский язык;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных
зарисовок и репродукций картин и др.;
представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой
деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7
Регулятивные УУД
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать
самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия
простых явлений.
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных
логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и
оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД
слушать собеседника и понимать речь других;
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.).
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать
собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
8
признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и аргументировать его.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие предмет понимание ключевых проблем изученных произведений.
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных,
непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и
жанров;
объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.
Предметные результаты освоения
основных содержательных линий программы
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
• основные теоретико-литературные понятия;
9
уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы
(тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные
средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и
общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы
русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
• определять род и жанр произведения;
• сопоставлять литературные произведения;
• выявлять авторскую позицию;
• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
• аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного
языка;
• участия в диалоге или дискуссии;
10
• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
• определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы,
формирования культуры межнациональных отношений.
Планируемые результаты изучения курса «Литература» у выпускников основной средней школы.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого
поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в
формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература
эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она
обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и
человечества.
Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об
историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и
современной литературы. Курс построен с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи
формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы,
опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний
читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к
богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные
ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать
любовь и привычку к чтению.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата,
эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории
литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения
искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими
составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.
11
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и
теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- выразительное чтение.
- различные виды пересказа.
- заучивание наизусть стихотворных текстов.
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков
героев и сущности конфликта.
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического
содержания произведения.
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе
основного общего образования являются:
- сравнение и сопоставление;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление
плана, тезиса, конспекта;
- формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая
энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности,
осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературнотворческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и
12
самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у обучающихся следующих
основных умений:
- владение техникой грамотного и осмысленного чтения;
- владение умениями выразительного чтения;
- восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства;
- умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
- умение выделять этическую, нравственную проблематику произведения;
- умение определять жанрово-родовую природу произведения;
- умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно
уровню подготовки;
- умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее.
Учащиеся должны знать:
1. Основные этапы жизненного и творческого пути писателей-классиков.
2. Тексты художественных произведений.
3. Сюжет, особенности композиции.
4. Типическое значение характеров главных героев произведения.
5. Основные понятия по теории литературы.
6. Изобразительно-выразительные средства языка.
7. Элементы стихотворной речи.
Учащиеся должны уметь:
1. Анализировать произведения с учётом его идейно-художественного своеобразия.
2. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
3. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, и
изобразительно-выразительных средств.
4. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
5. Обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.
6. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
7. Составлять план и конспекты литературно-критической статьи.
8. Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему, презентации на заданную тему.
13
9. Писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, спектакль, телепередачу.
10.Писать сочинение на публицистическую или литературную тему.
11.Пользоваться словарями различных типов, справочниками.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №143 на реализацию программы выделено 201 часов за два года
обучения:
10 класс – 102 часов (3 часа в неделю);
11 класс – 99 часов (3 часа в неделю).
Содержание учебного предмета «Литература»
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
14
А.С. Пушкин
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник
усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...»,
а также три стихотворения по выбору: «Арион», «Во глубине сибирских руд.», «Пророк»
Поэма «Медный всадник».
М.Ю. Лермонтов
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...»,
«Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...»,
а также три стихотворения по выбору: «Морская царевна», «Парус», «Поэт»
Н.В. Гоголь
Одна из петербургских повестей по выбору:«Шинель»
А.Н. Островский
Драма «Гроза».
И.А. Гончаров
Роман «Обломов».
И.С. Тургенев
Роман «Отцы и дети».
Ф.И. Тютчев
Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы
любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»),
а также три стихотворения по выбору:«Люблю грозу в начале мая», «Полдень», «Тени сизые смесились»
А.А. Фет
Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»,
«Еще майская ночь»,
а также три стихотворения по выбору: «Заря прощается с землею…», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Я пришел к
тебе с приветом…»
А.К. Толстой
Три произведения по выбору: «Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…» «Благовест»
15
Н.А. Некрасов
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и
Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»,
а также три стихотворения по выбору. «Тройка» ,«О погоде», «Рыцарь на час»
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Н.С. Лесков
Одно произведение по выбору. «Очарованный странник».
М.Е. Салтыков-Щедрин
«История одного города» (обзор).
Ф.М. Достоевский
Роман «Преступление и наказание».
Л.Н. Толстой
Роман-эпопея «Война и мир».
А.П. Чехов
Рассказы: «Студент», «Ионыч»,
а также два рассказа по выбору: «Крыжовник», «О любви»
Рассказы: «Человек в футляре», «Дама с собачкой».
Пьеса «Вишневый сад».
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА
И.А. Бунин
Три стихотворения по выбору. «Листопад», «Одиночество», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора»
Рассказ «Господин из Сан-Франциско»,
а также два рассказа по выбору:«Муравский шлях» «Темные аллеи»
Рассказ «Чистый понедельник».
А.И. Куприн
Одно произведение по выбору. «Гранатовый браслет».
М. Горький
Пьеса «На дне».
16
Одно произведение по выбору: «Макар Чудра»
Поэзия конца XIX – начала XX вв.
И.Ф.Анненский, К.Д.Бальмонт, А.Белый, В.Я.Брюсов,
М.А. Волошин, Н.С. Гумилев, Н.А.Клюев, И.Северянин, Ф.К. Сологуб, В.В.Хлебников, В.Ф. Ходасевич.
Стихотворения не менее двух авторов по выбору.А.Белый «Осень», «Любовь», К. Бальмонт «Фантазия», «Камыши»
А.А. Блок
Стихотворения: «Незнакомка»,«Россия»,«Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет,
грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»,
а также три стихотворения по выбору: «Вхожу я в темные храмы», «Я отрок, зажигаю свечи..», «Предчувствую Тебя.
Года проходят мимо..»
Поэма «Двенадцать».
В.В. Маяковский
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное»,
«Прозаседавшиеся»,
а также три стихотворения по выбору: «Письмо Татьяне Яковлевой», «О дряни»,«Сергею Есенину»,
Поэма «Облако в штанах».
С.А. Есенин
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…»,«Мы теперь уходим
понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову,
не плачу…», «Русь Советская»,
а также три стихотворения по выбору: «Мне осталась одна забава», «До свиданья, друг мой, до свиданья!» «О красном
вечере задумалась дорога»
М.И. Цветаева
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из
камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…»,
а также два стихотворения по выбору: «Душа», «Жизни».
О.Э. Мандельштам
Стихотворения: «NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я
вернулся в мой город, знакомый до слез…»,
17
а также два стихотворения по выбору: «Ласточка», «Век»
А.А. Ахматова
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…»,
«Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля»,
а также два стихотворения по выбору:«Сероглазый король», «Царскосельская статуя»
Поэма «Реквием».
Б.Л. Пастернак
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…»,
«Гамлет», «Зимняя ночь»,
а также два стихотворения по выбору: «Никого не буде в доме», «Душа»
Роман «Доктор Живаго» (обзор).
М.А. Булгаков
Роман «Мастер и Маргарита».
А.П. Платонов
Одно произведение по выбору: Рассказ «Афродита»
М.А. Шолохов
Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).
А.Т. Твардовский
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…»,
а также два стихотворения по выбору: «Братья», «Береза»
В.Т. Шаламов
«Колымские рассказ» (два рассказа по выбору): «Заклинатель змей», «Галстук»
А.И. Солженицын
Повесть «Один день Ивана Денисовича» .
Роман «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты)
Проза второй половины XX века
Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, А.Г.Битов, В.В.Быков, В.С.Гроссман, С.Д. Довлатов,
В.Л.Кондратьев, В.П.Некрасов, Е.И.Носов, В.Г.Распутин, В.Ф.Тендряков, Ю.В.Трифонов, В.М.Шукшин.
Произведения не менее трех авторов по выбору:
18
В. Быкова «Сотников»,
«Царь-рыба» В.П. Астафьев,
В.М. Шукшин «Чудик», «Солнце, старик, девушка»
Поэзия второй половины XX века
Б.А.Ахмадулина, И.А.Бродский, А.А.Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А.Евтушенко, Ю.П.Кузнецов, Л.Н.Мартынов,
Б.Ш.Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С.Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А.Тарковский.
Стихотворения не менее трех авторов по выбору:
Ю.Кузнецов «Атомная сказка»,
Б. Окуджав «Часовые любви», «Песенка об Арбате»
В.С. Высоцкий«Кони привередливые», «Лирическая»
Драматургия второй половины ХХ века
А.Н.Арбузов, А.В.Вампилов, А.М.Володин, В.С.Розов, М.М. Рощин.
Произведение одного автора по выбору:А.М.Володин «Дочки-матери».
Литература последнего десятилетия
Проза (одно произведение по выбору).Т.Крюкова «Единожды солгавший», «До встречи в Сети»
Поэзия (одно произведение по выбору).Д.Быков«У меня насчет моего таланта…», « К вопросу о роли детали в структуре
прозы», «Октябрь»
Литература народов России (национально-региональный компонент - НРК)
Г.Айги, Р.Гамзатов, М.Джалиль, М.Карим, Д.Кугультинов, К.Кулиев, Ю.Рытхэу, Г.Тукай, К.Хетагуров, Ю.Шесталов
Произведение одного автора по выбору:
Р.Гамзатов
«Все
людям
снится:
радость,
грусть»,
«День
и
ночь
рождены
для
добра»
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Проза
О.Бальзак, Г.Бёлль, О.Генри, У. Голдинг, Э.Т.А.Гофман, В.Гюго, Ч.Диккенс, Г. Ибсен, А. Камю, Ф. Кафка, Г.Г. Маркес,
П.Мериме, М.Метерлинк, Г.Мопассан, У.С.Моэм, Д.Оруэлл, Э.А.По, Э.М.Ремарк, Ф. Стендаль, Дж.Сэлинджер,
О.Уайльд, Г.Флобер, Э.Хемингуэй, Б. Шоу, У. Эко.
Произведения не менее трех авторов по выбору:
новеллаГ.Мопассана «Ожерелье»,
19
О.Генри новелла «Последний лист»,
рассказ Э.По «Золотой жук»
Поэзия
Г.Аполлинер, Д.Г. Байрон, У. Блейк, Ш. Бодлер, П.Верлен, Э. Верхарн, Г. Гейне, А. Рембо, Р.М. Рильке, Т.С. Элиот.
Стихотворения не менее двух авторов по выбору.
Р.М. Рильке «В старом доме», «В предместье»,
Т.С. Элиот «Утро у окна», «Светскаябеседа»
Основные историко-литературные сведения
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХIX ВЕКА
Русская литература в контексте мировой культуры.
Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к
народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением
человека). Нравственные устои и быт разных слоев русского общества (дворянство, купечество, крестьянство). Роль
женщины в семье и общественной жизни.
Национальное самоопределение русской литературы. Историко-культурные и художественные предпосылки романтизма,
своеобразие романтизма в русской литературе и литературе других народов России1. Формирование реализма как новой
ступени познания и художественного освоения мира и человека. Общее и особенное в реалистическом отражении
действительности в русской литературе и литературе других народов России. Проблема человека и среды. Осмысление
взаимодействия характера и обстоятельств.
Расцвет русского романа. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина.
Проблема судьбы, веры и безверия, смысла жизни и тайны смерти. Выявление опасности своеволия и прагматизма.
Понимание свободы как ответственности за совершенный выбор. Идея нравственного самосовершенствования. Споры о
путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека. Историзм в познании
закономерностей общественного развития. Развитие психологизма. Демократизация русской литературы. Традиции и
новаторство в поэзии. Формирование национального театра. Становление литературного языка.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
20
Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX - ХХ веков. Новые литературные течения. Модернизм.
Трагические события эпохи (Первая мировая война, революция, гражданская война, массовые репрессии,
коллективизация) и их отражение в русской литературе и литературе других народов России. Конфликт человека и
эпохи. Развитие русской реалистической прозы, ее темы и герои. Государственное регулирование и творческая свобода в
литературе советского времени. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий.
Сатира в литературе.
Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературе других народов
России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. «Лагерная» тема в
литературе. «Деревенская» проза. Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской
литературе и литературе других народов России. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви,
гражданского служения, единства человека и природы).
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ
Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем.
Произведения писателей – представителей народов России как источник знаний о культуре, нравах и обычаях разных
народов, населяющих многонациональную Россию. Переводы произведений национальных писателей на русский язык.
Плодотворное творческое взаимодействие русской литературы и литературы других народов России в обращении к
общенародной проблематике: сохранению мира на земле, экологии природы, сбережению духовных богатств, гуманизму
социальных взаимоотношений.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных»
проблем бытия. Постановка в литературе XIX-ХХ вв. острых социально-нравственных проблем, протест писателей
против унижения человека, воспевание человечности, чистоты и искренности человеческих отношений. Проблемы
самопознания и нравственного выбора в произведениях классиков зарубежной литературы.
Основные теоретико-литературные понятия
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ.
21
Содержание и форма.
Художественный вымысел. Фантастика.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм,
реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских
писателей ХIХ–ХХ веков.
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча;
поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция,
завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора.
Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
Деталь. Символ.
Психологизм. Народность. Историзм.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении:
сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.
Стиль.
Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм.
Рифма. Строфа.
Литературная критика.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ТЕОРЕТИКОЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение.
Различные виды пересказа.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов
поступков героев и сущности конфликта.
22
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейнотематического содержания произведения.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Тематическое планирование
10 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Раздел (тема)
Историко-литературный процесс. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и
проблемы русской литературы XIX века
Повторение изученного в 9 классе. А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»
Повторение изученного в 9 классе. М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
Русская литература XIX века (первая половина). Национальное самоопределение русской литературы. Историкокультурные и художественные предпосылки романтизма, своеобразие русского романтизма. Формирование реализма
как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека. Проблема человека и среды. Осмысление
характера и обстоятельств. Традиции и новаторство в поэзии
А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Вольнолюбивая и философская лирика: «Свободы сеятель пустынный…»,
«Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»)
«Вечные темы» в поэзии А.С.Пушкина: природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и
неизбежность, смысл человеческого бытия
«Погасло дневное светило…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»)
Художественный анализ стихотворения «…Вновь я посетил…»
А.С.Пушкин. «Медный всадник». Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве
Пушкина
Проблема власти в поэме. Идея государственности, цена мощи и славы страны и судьба отдельного человека. Образ
Петра
Развитие темы «маленького человека». Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Художественная
символика поэмы
Кол-во
часов
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
23
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Совершенство чеканных строк поэмы «Медный всадник», звукопись. Значение творчества Пушкина для русской и
мировой литературы
Анализ фрагмента поэмы «Медный всадник»
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира поэта. Чувство трагического одиночества
в стихотворениях «Как часто пёстрою толпою окружён...
Пушкинская и лермонтовская концепции любви. «Нет, не тебя так пылко я люблю…»,
«Я не унижусь пред тобой», «Молитва» («Я, Матерь Божья, ныне с молитвою…»)
Кавказ в творчестве. Лермонтова. «Люблю я цепи синих гор…», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана),
«Валерик»
Философские рассуждения. Лермонтова о гармонии с внешним и внутренним миром «Выхожу один я на дорогу…»
1час
Своеобразие романтизма в русской литературе. Романтизм и реализм в творчестве поэта, их соотношение и
взаимовлияние. Художественный анализ стихотворения по выбору
Н.В. Гоголь. Обзор жизни и творчества. Цикл «Петербургские повести». «Невский проспект». Образ Петербурга. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города
Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях». Соотношение мечты и действительности, трагедийности
и комизма, лирики и сатиры. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры. Правда и ложь,
реальность и фантастика в повести «Невский проспект»
Русская литература XIX века (вторая половина). Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и
философская глубина. Нравственные устои и быт разных слоёв общества. Формирование русского национального
театра. Роль литературной критики в развитии и становлении критического реализма. Демократизация русской
литературы. Эпическая полнота Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского. Становление литературного языка
А. Н. Островский. Жизнь и творчество драматурга. Драма «Гроза». Нравственные устои и быт города Калинова
1час
А.Н.Островский. Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства». «Хозяева жизни» (Дикой, Кабаниха) и их
жертвы
Катерина и Кабаниха как два полюса калиновского мира
Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини за право быть свободной в своих чувствах. Её
столкновение с «тёмным царством». Внутренний конфликт Катерины
Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Исполнение роли Катерины
различными актрисами (Стрепетова, Ермолова, Федотова, Никулина- Косицкая, Тарасова)
Роль пейзажа в «Грозе». Смысл названия произведения. Драматургическое мастерство Островского
Пьесы драматурга на русской сцене (фрагменты спектаклей разных лет). Н.А. Добролюбов «Луч света в тёмном
царстве»
И. А. Гончаров. Жизнь и творчество писателя. Расцвет русского романа. История создания романа «Обломов». Осо-
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
24
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
бенности композиции романа
И.А.Гончаров. Система образов. Герои романа и их отношение к Обломову. Приём антитезы в романе
Сущность характера героя, его мироощущение и судьба. Обломов и Захар
Глава «Сон Обломова» и её роль в произведении. «Обломовщина»
Штольц как антипод Обломова
«Обломов» как роман о любви. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. Способы выражения авторской
позиции в романе
И.А.Гончаров. Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Обломов в ряду образов мировой
литературы (Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика
Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина», Д.И.Писарев. «Обломов»
Сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов»
И. С. Тургенев. Очерк жизни и творчества «романиста романистов». Творческая история романа «Отцы и дети».
Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Выявление
опасности своеволия и прагматизма
Базаров в системе действующих лиц. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Понимание
свободы как ответственности за совершённый выбор
Причины одиночества Базаров и его мнимые последователи. Авторская позиция и способы её выражения
Испытание любовью. Базаров и Одинцова. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство)
Художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Смысл финала романа
И.С.Тургенев. Полемика вокруг романа «Отцы и дети». Критика. Д.И.Писарев. «Базаров», Н.Н.Страхов «Отцы и
дети» И.С.Тургенева»
Ф. И. Тютчев. Очерк жизни и творчества. Тютчев – поэт- философ и певец родной природы. «Не то, что мните вы,
природа…», «Осенний вечер»
Ф.И.Тютчев. Раздумья о жизни, человеке и мироздании
«Святая ночь на небосклон взошла…», «День и ночь», «Silentium!», «Нам не дано предугадать…» Художественный
анализ стихотворения
Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой»
«Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» («Я встретил вас – и всё былое…»).
Художественный анализ стихотворения
А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природы,
оттенков чувств и душевных движений человека
«Это утро, радость эта…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
25
Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений
человека. «Ещё майская ночь…», «Между счастьем твоим и моим…». Художественный анализ стихотворения
А.А.Фет. «Зоркость по отношению к красоте» (А.Фет) окружающего мира, «Умение ловить неуловимое»
(А.Дружинин). Волшебство ритмов, звучаний и мелодий
«Шёпот, робкое дыханье…», «Среди звёзд», «Если зимнее небо звездами горит…»
А. К. Толстой. Краткий обзор жизни и творчества. Своеобразие художественного мира А.К.Толстого. Ведущие темы
лирики поэта. «Средь шумного бала, случайно…»
1час
50.
Взгляд на русскую историю в его произведениях. Влияние романтической и фольклорной традиции на поэзию А.К.
Толстого. «Двух станов не боец, а только гость случайный…», «Против течения»
1час
51.
Н. А. Некрасов. Жизненный и творческий путь поэта. Поэт «мести и печали». Образ Музы. «О Муза! я у двери
гроба…», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»)
Н.А.Некрасов. Гражданственность лирики, обострённая правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и
деревня в лирике Некрасова. «Поэт и гражданин», «Тройка», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…»
Н.А.Некрасов. Лирика чувств. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова. «Я не люблю иронии твоей…», «Мы с
тобой бестолковые люди…». «Прозаизация» любовной лирики Некрасова
Лирический герой в исповедальном стихотворении «Рыцарь на час»
Н.А.Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, её фольклорная основа, смысл названия
Судьба «дворянских гнёзд» в пореформенную эпоху. Сатирические образы помещиков в поэме
1час
Сатирические образы помещиков в поэме
«Люди холопского звания» и крестьяне, заслужившие народное уважение, их изображение в поэме. Тема народного
бунта и её отражение в истории Савелия, «богатыря святорусского». Сравнительная характеристика
Образ Матрёны Тимофеевны – образ «величавой славянки». Тема женской доли в поэме
Судьба Матрёны Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Проблема счастья и смысла жизни в поэме
1час
1час
Нравственный смысл поисков счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова
Н. С. Лесков. Очерк жизни и творчества. Нравственный максимализм писателя. Праведники Лескова как воплощение
русского национального характера и христианской идеи естественного человека. «Очарованный странник».
Особенности сюжета повести
1час
47.
48.
49.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
26
63.
Н.С.Лесков. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ
Ивана Флягина как воплощение трагической судьбы талантливого русского человека. Поиск «призвания» в повести
«Очарованный странник». Обращение Лескова к форме сказа. Лесков как мастер изображения русского быта
1час
64.
М. Е. Салтыков-Щедрин. Краткий очерк жизни и творчества. Жизненная позиция автора. «История одного города»
- сатирическая летопись истории Российского государства. Перекличка событий и героев произведения с фактами
российской истории
1час
65.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема
народа и власти. Терпеливость и бесправие народа. Смысл финала «Истории…». Своеобразие приёмов сатирического
изображения (гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола)
Ф. М. Достоевский. Жизненный и творческий путь Ф.М.Достоевского. Нравственная проблематика, острое чувство
нравственной ответственности в произведениях писателя, философская глубина творчества. История создания романа
«Преступление и наказание»
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Система образов в романе. Родион Раскольников. Социальные и
философские истоки бунта героя романа
Теория Раскольникова. Проблема нравственного выбора. Преступление Раскольникова
Образы «униженных и оскорблённых» в романе. Судьба семьи Раскольниковых. История Мармеладовых. Гоголевские
традиции в решении темы «маленького человека»
Нравственно - философское опровержение теории «двух разрядов». Наказание Раскольникова. Три поединка
Раскольникова и Порфирия Петровича.
«Двойники» Раскольникова: Лужин и Свидригайлов
Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора
Духовный перелом в жизни героя, возможность его воскресения и прихода к Истине. Тема гордости и смирения.
Библейские мотивы в романе
«Город пышный, город бедный...». Мрачный облик Петербурга в романе. Приёмы создания образа Петербурга в
романе Ф.М. Достоевского (пейзаж, интерьер, цветопись)
Психологизм прозы Достоевского. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра социально-философского
романа и смысл заглавия «Преступления и наказания». Роль эпилога. Духовное возрождение человека
Достоевский и современная культура. Просмотр фрагментов фильма-экранизации романа Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание»
Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. Начало творческой
деятельности. Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя. «Бородино» Лермонтова как зерно замысла
романа-эпопеи. История создания романа-эпопеи «Война и мир».
1час
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
27
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
Л.Н.Толстой. «Война и мир». Система образов в романе и нравственная концепция толстого, его критерии оценки
личности. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира. Идея
нравственного самосовершенствования
Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни. Психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров
персонажей. «Дорога чести» князя Андрея Болконского. Глубокий духовный кризис и моменты душевного
просветления в жизни князя Андрея
Различие путей нравственных поисков героев романа – Андрея Болконского и Пьера Безухова. Эмоциональноинтуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым
Л.Н.Толстой. «Мысль семейная» в романе. Женские образы в романе «Война и мир». Наташа Ростова и Мария
Болконская – любимые героини Толстого. Наташа Ростова на пути к счастью
Кутузов и Наполеон как личности, их человеческие и полководческие качества. Смысл противопоставления этих
героев. Антитеза как центральный композиционный приём в романе
Л.Н.Толстой. Картины войны в романе. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр произведения.
«Мысль народная» в романе. «Дубина народной войны» – партизанское движение и его герои в романе. Значение
образа Платона Каратаева
Художественные особенности произведения: психологизм прозы, приёмы изображения духовного мира героев
(«диалектика души»). Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в романе. Историзм в познании
закономерностей общественного развития
Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»
А.П. Чехов. Жизненный и творческий путь. Чехов-прозаик и Чехов-драматург. Рассказы Чехова, своеобразие их
тематики и стиля. Традиция русской классической литературы и решение темы «маленького человека».
А. П. Чехов. «Вечные истины» и их отражение в рассказе «Студент».
Проблематика рассказа. Своеобразие
композиции и языка рассказа
«Футлярная» жизнь в рассказах А. П. Чехова «Человек в футляре». Страх Беликова перед жизнью, пред всем новым,
страх потерять свой «футляр». Противопоставление в рассказе закрытого, или «футлярного», и открытого
человеческого характера.
Рассказ «Ионыч». Ступени жизненного опустошения Дмитрия Старцева и превращение его в Ионыча. Проблема
человека и среды в рассказе
Безрадостные раздумья писателя о российской действительности в рассказе «Палата № 6». Пассивность русской
ителлигенции в рассказе.
«Удобная философия» доктора Рагина. Утверждение творческого труда как основы
подлинной жизни
Лишённое духовных опор и обожествляющее мнимые ценности человеческое самодовольство, близорукая
удовлетворённость лживыми кумирами в рассказе «Попрыгунья». Культ «гениев» как смысл жизни Ольги Ивановны
Дымовой
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
28
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
«Дама с собачкой» - шедевр чеховской прозы. Гуров и Анна Сергеевна. Мечты героев о новой, прекрасной жизни.
Мастерство Чехова-прозаика: внимание к детали, «импрессионизм», философская глубина, лаконизм повествования,
роль подтекста
А.П.Чехов - драматург. Особенности сюжета и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Символический смысл образа
вишнёвого сада. Тема времени в пьесе. Своеобразие жанра
Герои пьесы и их судьбы. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Новаторство Чеховадраматурга
Разлад между желаниями и реальностью их осуществления – основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети
Трофимова и Ани. Образы слуг. Внесценические персонажи. Инсценирование фрагментов пьесы «Вишнёвый сад»
Литература народов России – 2ч. Отражение в национальных литературах общих и специфических духовнонравственных и социальных проблем. НРК. Коста Леванович Хетагуров. Краткий очерк жизни и творчества.
Близость творчества Хетагурова к лирике Некрасова. Изображение тяжёлой жизни народа, женской судьбы
К. Хетагуров. Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Специфика
художественной образности в русскоязычных произведениях поэта
Зарубежная литература XIX века – 8ч. Проза и поэзия. Взаимодействие зарубежной и русской литературы,
отражение в них «вечных» проблем бытия. Постановка в литературе XIX в. острых социально- нравственных проблем,
протест писателе против унижения человека, воспевание человечности и искренности человеческих отношений.
Проблемы самопознания и нравственного выбора в произведениях классиков зарубежной литературы
Виктор Гюго. Краткий очерк жизни и творчества. «Собор Парижской Богоматери». Главные герои романа:
Эсмеральда, Квазимодо, Клод Фролло
В. Гюго. Народ в романе. Образ собора и его роль в романе
Ги де Мопассан. Краткий очерк жизни и творчества. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях,
обделённых земными благами. Психологическая острота сюжета. Мечты героев о счастье
Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы. Мастерство психологического
анализа
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
29
Итого 102часа
11 класс
№ п/п
Раздел (тема)
Кол-во
часов
1 час
1 час
3.
Историко-литературный процесс. Судьба России в 20 веке. Традиции и новаторство в русской литературе 19-20
веков.
ПРОЗА НАЧАЛА ВЕКА. Русская литература рубежа 19-20 веков.
И.Бунин. Жизнь и творчество. Развитие традиционных тем русской лирики в поэзии Бунина.
И.Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе.
4.
«Чудная власть прошлого» в рассказах «Антоновские яблоки», «Чистый понедельник».
1 час
5.
Тема любви в прозе Бунина. Цикл «Тёмные аллеи». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.
Подготовка к сочинению.
А.Куприн.
Жизнь и творчество. Основные темы и проблемы.
Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет». Любовь в рассказе.
Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет». Любовь в рассказе. Подготовка к сочинению.
М.Горький.
Жизнь и творчество.
Ранние романтические рассказы писателя. «Старуха Изергиль».
Пьеса «На дне» как социально-философская драма.
1 час
Роль Луки в пьесе.
Вопрос о правде в драме Горького «На дне». Подготовка к сочинению.
ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА. Новые литературные течения. Модернизм. Русский символизм и его истоки.
В.Брюсов.
Жизнь и творчество.
Брюсов как основоположник символизма в России.
К.Бальмонт.
1 час
1 час
1 час
1 час
1.
2.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
30
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
Основные темы и мотивы лирики.
А.Белый.
Тема Родины в творчестве поэта
А.Блок.
Жизнь и творчество. Блок и символисты.
Темы и образы ранней лирики. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме».
Тема страшного мира в лирике Блока. Чтение и анализ стихотворений. Стихотворения: "Россия", "Ночь, улица,
фонарь, аптека...", "Река раскинулась. Течет, грустит лениво..." (из цикла "На поле Куликовом"), "На железной дороге"
Тема Родины в лирике Блока.
Поэма Блока «Двенадцать» и сложность её художественного мира.
Идейное содержание поэмы «Двенадцать». Подготовка к сочинению.
Акмеизм как национальная форма неоромантизма
Н.Гумилёв.
Слово о поэте. Проблематика и поэтика его лирики.
Футуризм как литературное направление. Русские футуристы.
Поиски новых поэтических форм в лирике И.Северянина, В.Хлебникова.
В.Маяковский.
Жизнь и творчество.
Художественный мир ранней лирики поэта. ("А вы могли бы?", "Послушайте!", "Скрипка и немножко нервно",
"Лиличка!", "Юбилейное" )
Своеобразие любовной лирики Маяковского.
Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского.
В.Маяковский-драматург. Сатира в литературе. Поэма "Облако в штанах". Подготовка к сочинению.
Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии Н.Клюева.
С.Есенин.
Жизнь и творчество.
Тема России в лирике Есенина. Стихотворения: "Гой ты, Русь, моя родная!..", "Не бродить, не мять в кустах
багряных...", "Мы теперь уходим понемногу...", "Письмо матери", "Спит ковыль. Равнина дорогая...", "Шаганэ ты моя,
Шаганэ...", "Не жалею, не зову, не плачу...", "Русь Советская
Любовная тема в лирике Есенина.
Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина.
«Анна Снегина»- поэма о судьбе человека и Родины. Подготовка к сочинению.
ЛИТЕРАТУРА 20-40 ГОДОВ.Конфликт человека и эпохи. Общая характеристика русской литературы
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
31
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
послереволюционных лет
М.Цветаева.
Жизнь и творчество.
Тема Родины. Своеобразие поэтического стиля.
Тема творчества, поэта и поэзии в лирике поэтессы.
О.Мандельштам.
Жизнь и творчество. Трагический конфликт поэта и эпохи.
А.Ахматова.
Художественный мир поэта в стихах "Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ("Имя твое - птица в
руке..."), "Кто создан из камня, кто создан из глины...", "Тоска по родине! Давно..."
Художественное своеобразие и поэтическое мастерство лирики поэта. Судьба России и судьба поэта в лирике
Ахматовой. Стихотворения: "Песня последней встречи", "Сжала руки под темной вуалью...", "Мне ни к чему
одические рати...", "Мне голос был. Он звал утешно...", "Родная земля"
Поэма Ахматовой «Реквием». Государственное регулирование и творческая свобода в литературе советского периода.
Б.Пастернак.
Страницы жизни и творчества.
Философский характер лирики поэта. Стихотворения: "Февраль. Достать чернил и плакать!..", "Определение поэзии",
"Во всем мне хочется дойти...", "Гамлет", "Зимняя ночь"
Б.Пастернак. Роман «Доктор Живаго».
Человек, история и природа в произведении.
Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго».
Стихотворения Юрия Живаго. Связь стихов с проблематикой романа. Подготовка к сочинению.
М.Булгаков.
Жизнь и творчество.
История создания романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция произведения.
Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Проблема вечных ценностей в ершалаимских главах романа «Мастер и
Маргарита».
Воланд и его свита.
Образ Мастера и тема творчества в романе «Мастер и Маргарита».
Образ Маргариты и тема любви в романе «Мастер и Маргарита».
«На свете счастья нет, но есть покой и воля». Подготовка к сочинению.
А.Платонов.
Жизнь и творчество.
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
32
59.
60.
Повесть Платонова «Котлован»: обзор содержания, сюжет, композиция, идейный смысл.
Е.Замятин. «Утопии страшны тем, что они сбываются». Роман «Мы».
1 час
1 час
61.
М.Шолохов.
Жизнь и творчество.
История создания романа «Тихий Дон». Споры вокруг произведения. Трагические события эпохи и отражение их в
романе.
Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон».
Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон».
«Чудовищная нелепица» Гражданской войны в изображении Шолохова.
«Чудовищная нелепица» Гражданской войны в изображении Шолохова.
Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».
Женские судьбы в романе «Тихий Дон».
Контрольный работа по роману Шолохова «Тихий Дон». Подготовка к сочинению.
Русская литература в изгнании. Проза и поэзия русской эмиграции (обзор).
В.В.Набоков. Ситуация встречи-расставания в рассказах «Звонок», «Встреча».
1 час
Великая Отечественная война в литературе. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных
лет (Сурков, Симонов, Исаковский и др.)
Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе.
Человек на войне в повести В.Кондратьева «Сашка»
ЛИТЕРАТУРА 50-90 ГОДОВ. Русская литература 50-90 годов 20 века (обзор). Влияние «оттепели» 60-х годов на
развитие литературы.
1 час
76.
Русская литература 50-90 годов 20 века (обзор). Тематическое и жанровое разнообразие литературы.
1 час
77.
А.Твардовский.
Страницы жизни и творчества.
Лирика Твардовского. Размышление о настоящем и будущем России. Стихотворения: "Вся суть в одномединственном завете...", "Памяти матери", "Я знаю, никакой моей вины...".
Пафос труда в поэме Твардовского «За далью-даль»
И.Бродский.
Слово о поэте.
Проблемно-тематический диапазон его лирики.
1 час
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
78.
79.
80.
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
33
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
«Лагерная» тема в литературе.
А.Солженицын.
Жизнь и творчество.
Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.
Анализ глав повести «Архипелаг ГУЛАГ».
«Не стоит село без праведника»: героиня рассказа А.Солженицына «Матрёнин двор»
Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Анализ повести «Один день Ивана Денисовича».
Анализ образа главного героя в повести А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
В.Шаламов. Жизнь и творчество.
Проблематика и поэтика «Колымских рассказов».
В.Шаламов.
Анализ рассказов «Последний замер», «Шоковая терапия». Подготовка к сочинению.
В.Астафьев
Природа и человек в произведениях Астафьева(обзор).
В.Распутин.
Нравственная проблематика повестей писателя «Живи и помни», «Пожар».
В.Распутин.
Нравственная проблематика повестей писателя «Последний срок».
В.Распутин.
Проблема памяти в повести «Прощание с Матёрой».
«Деревенская» проза. В.Шукшин.
Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказе «Верую!», «Алеша Бесконвойный»
В.Шукшин.
«Деревенская» проза: «Чудики». Духовно-нравственные ценности в рассказе. Анализ рассказа.
А.Вампилов.
Слово о писателе. Пьеса «Утиная охота». Композиционные особенности.
Случай и судьба в драматиргии А.Вампилова.
Пьеса «Утиная охота». Подготовка к сочинению
Миф и реальность в повести Ч.Айтматова « Пегий пёс, бегущий краем моря»
Поэзия второй половины 20 века. Истоки авторской песни. Поэзия Б.Ахмадуллиной, А.Вознесенского, В.Высотского,
Е.Евтушенко, Б.Окуджавы, Н.Рубцова и др.
Поэзия второй половины 20 века. Истоки авторской песни. Поэзия Б.Ахмадуллиной, А.Вознесенского, В.Высотского,
Е.Евтушенко, Б.Окуджавы, Н.Рубцова и др.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА. Общий обзор европейской литературы 20 века. Проблемы самопознания и
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
34
нравственного выбора в произведениях классиков зарубежной литературы.
35
36