Приложение к Основной образовательной
программе основного общего образования
МАОУ СОШ № 143
(Приказ № 140/1-О от «02» сентября 2019 г.)
Рабочая программа учебного предмета
«Естественно-научная грамотность»
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа естественнонаучной направленности
«Формирование естественнонаучной грамотности» для учащихся 7-х классов
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
стандарта.
Данная программа составлена в соответствии с нормативными
документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 года № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от « 17 » декабря 2010 г. № 1897);
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 "О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N
1897" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937)
Продолжительность программы 17 часа в год (1 час в неделю). Длительность
одного занятия: 40 минут.
2. Актуальность программы.
Функциональная грамотность определяется как способность личности на
основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе
социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной
культурной среде. Мониторинговым исследованием качества общего
образования является PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment).
Функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения,
необходимые для полноценного функционирования человека в современном
обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности:
читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать
активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам,
связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться
естественнонаучными идеями (определение, используемое в PISA).
Международные сравнительные исследования (TIMSS) в
области
образования подтверждают, что российские учащиеся сильны в области
предметных знаний, но у них возникают трудности в применении предметных
знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реальностям (PISA).
Именно потому в 7 классе обучающиеся должны научиться находить и
извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем,
рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и
электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению,
стилистике, форме. При этом информация представлена в различном
контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство,
общество и др.).
Цель программы: развитие функциональной грамотности учащихся 7
классов в естественнонаучном направлении, расширение содержания
предметных областей биология, география, подготовка к международному
оценочному исследованию TIMMS.
Задачи:
Сформировать умение объяснять или описывать естественнонаучные
явления на основе имеющихся научных знаний, а также
прогнозирование изменений;
Развивать
умение
применять
методы
естественнонаучного
исследования;
Развивать умение интерпретировать данные и использование научных
доказательств для получения выводов;
Способствовать форомированию у обучающихся системы научных
знаний по естественнонаучным дисциплинам;
Сформировать способность понимать, использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни общества.
Программа предполагает следующие прогнозируемые результаты:
формирование целостной научной картины мира;
понимание возрастающей роли естественных наук и научных
исследований в современном мире;
овладение научным подходом к решению различных задач,
приобретение опыта применения научных методов познания;
умение формулировать гипотезы, конструировать, проводить
эксперименты, оценивать полученные результаты;
умение сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с
объективными реалиями жизни;
овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в
целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности
жизни, качества окружающей среды;
представление научно обоснованных аргументов своих действий,
основанных на межпредметном анализе учебных задач;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение
умение работать с информацией: поиск, отбор, интерпретация
понимание, критическая оценка, перевод из одной формы в другую,
презентация (коммуникативный аспект).
Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности:
самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью
вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий;
поиск
и
обсуждение
материалов
в
сети
Internet;
решение
практикоориентированных и ситуационных задач; проведение экспериментов
и опытов. В целях развития познавательной активности обучающихся на
занятиях можно использовать деловые и дидактические игры, разрабатывать
и реализовывать мини-проекты, организовывать турниры и конкурсы.
3. Содержание программы.
Тема 1. Структура и свойства вещества.
Тела и вещества. Три агрегатных состояния вещества. Свойства твердых тел,
жидкостей и газов. Взаимодействие частиц. Движение частиц. Вещества и
смеси. Молекулы. Атомы. Химические элементы. Разнообразие веществ
(простые и сложные вещества, неорганические и органические вещества)
Тема 2. Атмосферные изменения.
Физическое состояние атмосферы (погода и климат). Основные параметры
атмосферы (плотность воздуха, давление, температура и состав). Слои
атмосферы. Ветры. Системы ветров. Атмосферное давление. Влажность.
Осадки.
Тема 3. Химические и физические изменения.
Физические явления. Способы разделения смесей как примеры физических
явлений. Химические явления (реакции). Признаки химических
реакций.Антропогенные изменения химических, физических, механических
характеристик.
Тема 4. Преобразования энергии.
Энергия и ее виды (химическая, электромагнитная, световая, ядерная,
гравитационная, механическая, внутренняя или связи частиц). Назначение и
использование. Механизмы перехода.
Тема 5. Силы и движение.
Сила, ньютон и динамометр. Разновидности сил в природе. Сложение и
вычитание сил. Закон покоя или равномерного прямолинейного движения.
Тема 6. Строение и функция живых организмов.
Состав, методы и роль биологии. Методы изучения живых объектов.
Одноклеточные и многоклеточные. Царства живой природы (растения,
животные, грибы, бактерии). Клеточное строение организмов. Гены и
хромосомы.
Тема 7. Биология и физиология человека.
Человек и животные: сходства и отличия. Биология человека. Антропология.
Организм человека. Общий обзор. Системы регуляции процессов. Обмен
веществ. Витамины и их роль в обмене веществ. Наследование признаков.
Наследственные болезни. Органы чувств, их роль в жизни человека. Здоровье
человека.
Тема 8. Экосистемы и биологическое разнообразие.
Многообразие живых организмов. Систематика. Биологическоеразнообразие.
Среды обитания. Экологические факторы. Влияниеэкологических факторов на
организмы. Экосистема. Биосфера. Глобальные изменения в биосфере.
Тема 9. Земля и ее место во Вселенной.
Строение Солнечной системы. Планеты Cолнечной системы. Малые тела
Солнечной системы. Солнце.
Тема 10. Геологические изменения.
Динамическая геология. Геологические процессы. Эндогенные и экзогенные
процессы.
Минералы
и
полезные
ископаемые.
Вулканология.
Сейсмогеология.
4. Тематическое планирование
№п\п Раздел программы
Всего
1.
структура и свойства
вещества
1ч
2
атмосферные
изменения
2ч
3.
химические
физические
изменения
преобразования
энергии
4.
и
1ч
1ч
5
силы и движение
2ч
6
строение и функция
живых организмов
2ч
Количество часов
Формы
Теория Практика аттестации
(контроля)
1ч
Тест
в
формате
PISA
1ч
1ч
Тест в
формате
PISA
1ч
Тест в
формате
PISA
1ч
Тест в
формате
PISA
1ч
1ч
Тест в
формате
PISA
1ч
1ч
Тест в
формате
PISA
7
биология
и
физиология человека
2ч
1ч
1ч
8
экосистемы
и 2ч
биологическое
разнообразие
Земля и ее место во 2ч
Вселенной
1ч
1ч
1ч
1ч
геологические
изменения
2ч
1ч
1ч
ИТОГО
17
10
7
9
10
Тест в
формате
PISA
Тест в
формате
PISA
Тест в
формате
PISA
Тест в
формате
PISA
5. Планируемые результаты:
Планируемые
результаты
отражают
структурные
компоненты
естественнонаучной грамотности по PISA.
Предметными и метапредметными результатами обучающихся являются:
Учащийся умеет находить и извлекать информацию о
естественнонаучных явлениях в различном контексте
Личностными результатами обучающихся являются:
Учащийся умеет объяснить гражданскую позицию в конкретных
ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний
с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей
6. Календарный учебный график
Количество учебных
Количество учебных
часов в неделю
часов месяц
0,5
4ч
Количество учебных недель- 17,
Количество учебных
часов в год
17
7. Календарно- тематическое планирование
№
Дата
Наименовани ч
проведения е разделов
а
План Факт дисциплин
с
ы
Содержание занятий
Наполнение
содержания
Структура и свойства вещества
Вид
деятельност
и
Формы
контроля
1
2
3
Три агрегатный
состояния вещества.
Свойства твердых тел,
жидкостей и газов.
Взаимодействие
частиц.
Движение
частиц... Вещества и
смеси.
Молекулы.
Атомы. Разнообразие
веществ (простые и
сложные вещества,
неорганические и
органические
вещества
Атмосферные изменения
1 Погода и климат.
Физическое
Основные
параметры
состояние
атмосферы (плотность
Атмосферы.
воздуха,
давление,
Характерист
температура
и
состав).
ики
Слои атмосферы.
атмосферы
Ветры.
Системы
ветров. Атмосферное
давление. Влажность.
Осадки.
1
Вводное
занятие. Тела
и вещества.
Химические
элементы
Практическо
е занятие
Решение тестовых
заданий в формате
PISA направленных на
мониторинг
естественнонаучной
грамотности по теме
«Атмосферные
изменения» и их
аналогов.
Химические и физические изменения
1
проблемно- Рефлексия
ценностное
общение;
познаватель
ная
деятельност
ь;
исследовате
льская
деятельност
ь
проблемно- Рефлексия
ценностное
общение;
познаватель
ная
деятельност
ь;
исследовате
льская
деятельност
ь
Тестирован Тест в
ие
формате
PISA
4
5
6
7
Физические
явления.
Химические
явления
(реакции).
Способы разделения
смесей как примеры
физических явлений.
Антропогенные
изменения физических
и механических
характеристик.
Признаки химических
реакций.
Антропогенные
изменения химических
характеристик.
Преобразования энергии
Энергия и ее 1 Энергия
химическая.
Назначение
и
виды:
использование.
Химическая
Механизмы
перехода.
,
Энергия
электромагн
электромагнитная,
итная,
световая, ядерная.
световая,
Назначение и
ядерная
использование.
Механизмы перехода.
1
Силы и движение
1 Сила, ньютон и
Понятие о
силе.
динамометр.
Взаимоде
Разновидности сил в
йст
вия
природе. Сложение и
сил
вычитание сил. Закон
покоя
или
равномерного
прямолинейного
движения
Практическо
е занятие
проблемно- Рефлексия
ценностное
общение;
познаватель
ная
деятельност
ь;
исследовате
льская
деятельност
ь
проблемно- Рефлексия
ценностное
общение;
познаватель
ная
деятельност
ь;
исследовате
льская
деятельност
ь
проблемно- Рефлексия
ценностное
общение;
познаватель
ная
деятельност
ь;
исследовате
льская
деятельност
ь
Тестирован Тест в
формате
ие
PISA
Решение
тестовых
заданий в формате
PISA направленных на
мониторинг
естественнонаучной
грамотности по теме
«Силы и движения» и
их аналогов.
Строение и функция живых организмов
1
8
9
10
Биология как 1
наука.
Особенности
живых
организмов
Состав, методы и роль
биологии.
Методы
изучения живых
объектов.
Одноклеточные и
многоклеточные
организмы. Царства
живой природы
(растения, животные,
грибы, бактерии).
Клеточное
строение
организмов. Гены и
хромосомы.
Практическо 1 Решение
тестовых
е занятие
заданий в формате
PISA направленных на
мониторинг
естественнонаучной
грамотности по теме
«Строение и функции
живых организмов» и
их аналогов.
Биология и физиология человека
Общие
1 Человек и животные:
сведения
о
сходства и отличия.
человеческо м
Биология человека.
организме.
Антропология.
Человек и
Организм
человека.
его
Общий обзор. Системы
здоровье
регуляции
процессов.
Обмен
веществ. Витамины и
их роль в обмене
веществ. Наследование
признаков.
Наследственные
болезни. Органы
чувств, их роль в
жизни
человека.
Здоровье человека.
проблемно- Рефлексия
ценностное
общение;
познаватель
ная
деятельност
ь;
исследовате
Тестирован
ие
Тест в
формате
PISA
проблемно- Рефлексия
ценностное
общение;
познаватель
ная
деятельност
ь;
исследовате
льская
деятельност
ь
11
12
13
Практическо
е занятие
Решение
тестовых Тестирован
заданий в формате ие
PISA направленных на
мониторинг
естественнонаучной
грамотности по теме
«Биология и
физиология человека» и
их аналогов.
Экосистемы и биологическое разнообразие
Многообрази 1 Систематика.
проблемноБиологическое
е живых
ценностное
разнообразие. Влияние общение;
организмов.
экологических
познаватель
Среды
факторов на
ная
обитания.
организмы.
деятельност
Экологическ
Характеристик
ие факторы.
ь;
и
водной,
Сферы жизни.
исследовате
наземнольская
воздушной,
деятельност
почвенной и
ь
организменно
й
сред
обитания.
Экология.
Абиотические,
биотические,
антропогенный фактор.
Экосистема. Биосфера.
Глобальные изменения в
биосфере.
Практическо 1 Решение
тестовых Тестирован
заданий в формате ие
е занятие
PISA направленных на
мониторинг
естественнонаучной
грамотности по теме
«Экосистемы и
биологическое
разнообразие» и их
аналогов.
Земля и ее место во Вселенной
1
Тест в
формате
PISA
Рефлексия
Тест в
формате
PISA
14
15
16
17
Итого:
Солнечная
система
Земля
и
солнце
Строение Солнечной
системы. Планеты
Cолнечной
системы. Малые
тела Солнечной
системы.
Пoлoжeниe
и
движeниeCoлнцa.
CтpoeниeCoлнцa.
Coлнeчнaяpaдиaция.
Coлнeчныйвeтep.
Влияние Солнца на
жизнь на Земле.
Практическо 1 Решение тестовых
е занятие
заданий в формате
PISA направленных на
мониторинг
естественнонаучной
грамотности по теме
«Земля и ее место во
Вселенной» и их
аналогов.
Геологические изменения
Силы Земли и 1 Динамическая
их влияние на
геология.
живые
Геологические
организмы.
процессы. Эндогенные
Основы
и экзогенные процессы.
минералогии
Вулканология.
Сейсмогеология.
Минералы и полезные
ископаемые.
Классификация. Роль в
жизни людей.
Практическо 1 Решение
тестовых
е занятие
заданий в формате
PISA направленных на
мониторинг
естественнонаучной
грамотности по теме
«Геологические
изменения» и их
аналогов.
17 ч.
1
8. Условия реализации программы.
проблемно- Рефлексия
ценностное
общение;
познаватель
ная
деятельност
ь;
исследовате
льская
деятельност
ь
Тестирован
ие
Тест в
формате
PISA
проблемно- Рефлексия
ценностное
общение;
познаватель
ная
деятельност
ь;
исследовате
льская
деятельност
ь
Тестирован Тест в
формате
ие
PISA
Для успешной реализации программы естественнонаучной направленности
«Формирование естественнонаучной грамотности» для учащихся 7-х классов
необходимо наличие отдельного кабинета, отвечающего всем санитарным
нормам и оборудованного интерактивной доской, ноутбуком с колонками. На
каждое занятие требуется демонстрационный и раздаточный материал.
9. Методы контроля и управления образовательной деятельностью
Результативность освоения программы определяется степенью достижения
поставленной цели и задач. В процессе реализации программы
естественнонаучной направленности «Формирование естественнонаучной
грамотности» для учащихся 5-х классов применяются универсальные
способы отслеживания результатов: рефлексия, наблюдение, опрос,
тестирование, результаты выполнения заданий и пр. В программе
используются 3 формы фиксации и отслеживания образовательных
результатов.
Входной (первичный) контроль. Осуществляется на первом занятии
путем определение исходного уровня знаний и умений обучающихся,
выявление через беседу на выявление интересов и склонностей для
определения ведущего направления исследовательской и проектной
деятельности.
Промежуточный контроль. Проводится в конце изучения каждого
раздела программы в формате PISA направленных на мониторинг
естественнонаучной грамотности.
Итоговый контроль. Проводится после завершения программных
мероприятий с целью оценки результативности образовательной
деятельности формате PISA.
10.Формы и режим занятий:
фронтальная форма
микрогрупповая форма (работа в парах);
групповая форма (единая познавательная задача ставится перед
определённой группой школьников);
индивидуальная форма.
Основные виды деятельности:
самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с
помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут);
выполнение практических заданий;
поиск и обсуждение материалов в сети Интернет;
решение ситуационных и практикоориентированных задач;
проведение экспериментов и опытов.
Используемые технологии
Здоровьесберегающие
образовательные технологии.
Современные информационные технологии
Технологии дифференцированного обучения.
Технологии перевернутого класса (АМО).
Технология проблемного обучения.
Технология развивающего обучения.
11.Список литературы
1. Аликберова Л. Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся,
учителей и родителей. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
2. Аликберова Л. Ю., Рукк Н. С. Полезная химия: задачи и истории. —
М.: Дрофа, 2005.
3. Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.
4. Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность
выпускниковшкол // Социологические исследования. №5. 2007. С. 140144
5. Гальперштейн Л. Забавная физика: Научно-популярная книга. – М.:
Детская литература, 1993 г.
6. Тихомирова С. А. Физика в пословицах, загадках и сказках. – М.:
Школьная пресса, 2002 г.
7. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике –М.: Просвещение, 1985
8. Исаев Д.А. и др. «Введение в естественно-научные предметы.
Естествознание. Физика. Химия. 5–6 классы», -М.: «Дрофа», 2014
9. Книга о здоровье под редакцией Ю.П. Лисицина Москва 1998г.
10.КрицманВ.А.. Книга для чтения по неорганической химии:, М.,
Просвещение, 2003 г
11.Перельман Я.И. Занимательная физика. – М.: Наука, 2004
12.Плешаков, А.А. Введение в естественно- научные предметы.
Естествознание. 5 кл.:учеб.дляобщеобразоватю учреждений/ А.А.
Плешаков, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2013.
13.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия кмысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г.
Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова.
– 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
14.Чигишева О.П., Солтовец Е.М., Бондаренко А.В. Интерпретационное
своеобразие концепта «функциональная грамотность» в российской и
европейской теории образования // Интернет-журнал «Мир науки».
2017. Том 5. №4.
15.Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 1993г.
16.Энциклопедия для детей. Геология. Москва «Аванта +» 1993г.