Приложение 3
к основной
образовательной
программе
начального
общего
образования
______
ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе начального общего образования
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Пояснительная записка
План внеурочной деятельности начального общего образования МАОУ
СОШ № 143 разработан с учетом особенностей и специфики основной
образовательной программы начального общего образования, в соответствии
со следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24.09.2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и
статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в
Российской Федерации»;
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая
2021 г. № 286 (ред. от 08.11.2022 г.) «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 05.07.2021г., регистрационный № 64100);
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая
2023 г. № 372 «Об утверждении федеральной образовательной
программы начального общего образования» (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 12 июля 2023 г.,
регистрационный № 74229);
приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 г. № 115 (ред. от
07.10.2022 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам — образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 20.04.2021 г.,
регистрационный № 63180);
постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности
для
человека
факторов
среды
обитания»
(зарегистрировано Министерством юстиции РФ 29 января 2021 г.,
регистрационный
№
62296),
с
изменениями,
внесенными
постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 30 декабря 2022 г. № 24 (зарегистрировано
Министерством юстиции РФ 9 марта 2023 г., регистрационный №
72558), действующее до 1 марта 2027 г.;
санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от
28
сентября 2020 год (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г.,
регистрационный № 61573), действующее до 1 января 2027 г.;
Устав МАОУ СОШ №143.
Внеурочная деятельность в МАОУ СОШ №143 в соответствии с
требованиями ФГОС НОО направлена на достижение планируемых
результатов освоения программы начального общего образования с учетом
выбора участниками образовательных отношений учебных курсов
внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого МАОУ СОШ №143.
Содержание занятий внеурочной деятельностью формируется с учетом
пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и
осуществляется посредством различных форм организации, отличных от
урочной системы обучения (экскурсии, хоровые студии, секции, круглые
столы, конференции, олимпиады, конкурсы, походы, соревнования,
посещения театров, музеев, проведение общественно-полезных практик и
другие).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
является неотъемлемой частью образовательной деятельности в МАОУ СОШ
№143. Школа предоставляет обучающимся возможность выбора широкого
спектра занятий, направленных на развитие обучающихся.
Назначение плана внеурочной деятельности — психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня
социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и
познавательных интересов. План внеурочной деятельности МАОУ СОШ №
143 сформирован с учетом предоставления права участникам
образовательных отношений выбора направления и содержания учебных
курсов.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:
поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении
планируемых результатов освоения программы начального общего
образования;
совершенствование
навыков
общения
со
сверстниками
и
коммуникативныхумений в разновозрастной школьной среде;
формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом
правилбезопасного образа жизни;
повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к
познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей участников;
развитие навыков совместной деятельности со сверстниками,
становление качеств, обеспечивающих успешность участия в
коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить,
проявлять инициативу, ответственность; становление умений
командной работы;
поддержка детских объединений, формирование умений ученического
самоуправления;
формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития
личности обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной
деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных
формулировках, что подчеркивает их практико- ориентированные
характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения
образовательная организация учитывает:
особенности МАОУ СОШ №143 (условия функционирования, тип
школы, особенности контингента, кадровый состав);
результаты
диагностики
успеваемости
и
уровня
развития
обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности;
возможность обеспечить условия для организации разнообразных
внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной
деятельностью;
особенности информационно-образовательной среды образовательной
организации, национальные и культурные особенности региона, где
находится образовательная организация.
При отборе направлений внеурочной деятельности МАОУ СОШ №143
ориентируется, прежде всего, на свои особенности функционирования,
психолого- педагогические характеристики обучающихся, их потребности,
интересы и уровни успешности обучения.
К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации могут
привлекаться родители как законные участники образовательных отношений.
Общий объём внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в
неделю.
Один час в неделю в школе отводится на внеурочное занятие «Разговоры о
важном». Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на
развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России,
населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой
культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на
формирование
соответствующей
внутренней
позиции
личности
обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного
поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» - разговор и
(или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с
важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием
родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим
прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной
культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным
отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным
поступкам.
Также один час в неделю в школе отводится на внеурочное занятие
«Орлята России». Актуальность продиктована общим контекстом изменений
в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в
образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально значимой
деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального
общего образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания», в
которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся»
может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в
образовательной организации». Участие детей и педагогов в программе
«Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта
воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему
развитию с учётом всех вызовов современного мира.
Основной формат внеурочных занятий «Орлята России» - разговор и (или)
беседа с обучающимися, игровые занятия, встречи с интересными людьми и
др..
Направления и цели внеурочной деятельности:
Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое
развитие обучающегося, углубление знаний об организации жизни и
деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа
жизни.
Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное
изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по
выполнению проектов.
Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование
функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического
общенияи словесного творчества.
Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как
система
разнообразных
творческих
мастерских
по
развитию
художественного творчества, способности к импровизации, драматизации,
выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в
театрализованной деятельности.
Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках
внеурочной деятельности, которые формируют представления обучающихся
о разнообразных современных информационных средствах и навыки
выполнения разных видов работ на компьютере.
Интеллектуальные
марафоны
организуются
через
систему
интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны
развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные
интересу и способности к самообразованию.
Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется
следующим требованиям:
целесообразность использования данной формы для решения
поставленных задач конкретного направления;
преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих
непосредственное активное участие обучающегося в практической
деятельности, в том числе совместной (парной, групповой,
коллективной);
учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает
то илииное направление внеучебной деятельности;
использование форм организации, предполагающих использование
средств информационно-коммуникационных технологий.
Формами организации внеурочной деятельности являются: учебные
курсы и факультативы, соревновательные мероприятия, экскурсии, миниисследования, общественно-полезные практики и др.
К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации
и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В этом
случае внеурочная деятельность может проходить не только в помещении
МАОУ СОШ №143, но и на территории другого учреждения (организации),
участвующего во внеурочной деятельности (спортивный комплекс, музей,
театр и другие).
При организации внеурочной деятельности непосредственно в МБОУ
СОШ №143 в этой работе могут принимать участие все педагогические
работники данной организации (учителя начальной школы, учителяпредметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, учителядефектологи, логопед, воспитатели, библиотекарь и другие).
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием
детей в части создания условий для развития творческих интересов детей,
включения их в художественную, техническую, спортивную и другую
деятельность. Объединение
усилий
внеурочной
деятельности и
дополнительного образования строится на использовании единых форм
организации.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности
выполняет, как правило, педагогический работник, преподающий на уровне
начального общего образования, заместитель директора по учебновоспитательной работе.
Основные направления внеурочной деятельности:
Спортивно-оздоровительная деятельность
«Разговор о правильном питании»
Цель: формирование представлений обучающихся о здоровом образе
жизни, побуждение их заботиться о своём здоровье.
Форма организации: учебный курс.
Проектно-исследовательская деятельность
«Шахматы в школу»
Цель: расширение представлений об игре в шахматы, формирование
умения анализировать, наблюдать, создавать различные шахматные
ситуации; воспитание интереса к игре в шахматы; развитие волевых черт
характера, внимания, игрового воображения.
Форма организации: учебный курс; игры-соревнования в шахматы «Юные
шахматисты».
Коммуникативная деятельность
«Читательская грамотность»
Цель: совершенствование читательской грамотности обучающихся,
формирование текстовой деятельности с необычными формами
представления информации; развитие творческой способности создавать
необычные тексты.
Форма организации: учебный курс; лаборатория текстов (система
практических занятий). Время, отведенное на внеурочную деятельность, не
учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной
нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов
финансирования, направляемых на реализацию ООП НОО.
План внеурочной деятельности МАОУ СОШ №143 определяет формы
организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при
освоении ими программы начального общего образования (до 1320
академических часов за четыре года обучения) с учетом образовательных
потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей школы.
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются
возможности организаций дополнительного образования (учреждения
культуры, спорта). В целях организации внеурочной деятельности МАОУ
СОШ № 143 может заключать договоры с учреждениями дополнительного
образования.
Приложение к плану внеурочной деятельности
Направления/ курсы внеурочной деятельности
Форма
организации
Количество часов в
неделю
I
II
Всего в
неделю
Всег
ов
год
III IV
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Информационнопросветительские занятия
патриотической,
нравственной и
экологической
направленности
«Разговоры о
важном»
Учебный курс
1
1
1
1
4
135
«Орлята
России»
Учебный курс
1
1
1
1
4
135
Занятия по формированию
функциональной
грамотности обучающихся
«Финансовая
грамотность»
Учебный курс
0,5
1
1
0,5
3
102
0,5
1,5
51
-
0,5
0,5
17
0,5 0,5
0,5
2
68
4
15
509
Спортивно-оздоровительная
деятельность
Коммуникативная
деятельность
Проектно-исследовательская
деятельность
ИТОГО:
Вариативная часть
«Разговор о
Учебный курс
правильном
питании»
-
«Читательская
грамотность
Учебный курс
-
«Шахматы в школу»
Учебный курс
0,5
3
0,5 0,5
-
4
4