РП_Черчение

МУНИЦИПДЛЬНОЕ ДВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
срЕдняя оБщЕоБрАзовАтЕльнля школА л!

РАССМОТРЕНО
на заседании
п
Ns

Шмо

1

от 27.08.2025

УТВЕРЖДЕНО

СОГЛАСОВАНО
дирекгора
Коссе К.М.)

Дирекrор

МАОУ СОШ

Nр l43

{#у;ъжliътffi],о,,

рызгалова Н.И.)

приложЕниЕ

143

л! 24

(к основной образовательной программе основного общего образования)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предм ета ((ЧеDчениеD
(основное общее образование)

Екатеринбург,2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Черчение базовая учебная дисциплина, которая вырабатывает у учащихся
формирование технического мышления, пространственных представлений, а
также способностей к познанию техники с помощью графических изображений.
Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в
черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный
инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным,
привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе
внимание ученика.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся
с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение
роли чертежа в современном производстве, установление логической связи
черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в
частности, в повышении требовательности к качеству графических работ
школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого
будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу
обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной
работе со справочной и специальной литературой для решения практических и
нестандартных задач.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования по курсу черчения для образовательных учреждений (авторы: В.Н.
Виноградов, В.И. Вышнепольский;) // Методическое пособие. Программа. – М.:
Астрель, 2021 //, допущенной Министерством образования и науки Российской
Федерации, учебника по черчению (Черчение: учеб. для общеобразовательных.
учреждений / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский.– 4-е
изд., дораб. – М.: АСТ: Астрель, 2021. – 221 с: ил.) и обеспечивает обязательный
минимум содержания образования по технологии (раздел «Черчение и графика»
согласно приказу министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об
утверждении федерального компонента государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования» определен обязательный минимум содержания основных
образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников
основной школы по разделу «Черчение и графика» обязательной области
«Технология»).
В связи с тем, что в МАОУ СОШ №143 реализуется программа
предпрофильной
инженерно-технологической направленности, возникает
необходимость в изучении данного предмета как отдельного курса (68 учебных
часов).

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Черчение»
В условиях работы по новым образовательным стандартам (ФГОС)
основного общего образования следует обратить особое внимание на формы и
планируемые результаты учебной деятельности обучающихся.
Главный акцент необходимо сделать на достижении личностных,
метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания школьников.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного предмета
«Черчение» характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской чертежной
школы, ценностным отношением к достижениям российских конструкторов и
российской чертежной школы, к использованию этих достижений в других
науках и прикладных сферах;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, представлением об основах функционирования различных структур
технической напрвленности, явлений, процедур гражданского общества
(например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем,
связанных с практическим применением достижений науки, осознанием
важности морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач
технической направленности, осознанием важности получения опыта
разработки технической документации для использования на производстве,
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и
построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию объектов с
точки зрения сочетания геометрических форм, задач, решений, рассуждений,
умению видеть и переносить закономерности графических в искусство;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, пониманием черчения как языка техники, сферы человеческой

деятельности, этапов его развития и значимости для развития цивилизации,
овладением языком чертежа и графической культурой как средством познания
мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
готовностью применять знания в интересах своего здоровья, ведения
здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка
рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого
человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение знаний для решения задач в области
сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать
принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт.
Метапредметными результатами освоения учащимися программы
«Черчение» являются:
- формирование навыков целеполагания, включая постановку новых целей,
преобразование практической задачи в познавательную;
- умение планировать пути достижения намеченных целей;
- умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на
основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном
материале;
- умение адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности
выполнения учебной задачи;
- идентификация собственных проблем и определение главной проблемы;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;

- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности; - владеть различными видами самоконтроля с учетом специфики
предмета;
- формировать рефлексивной самооценки своих возможностей управления;
- уметь демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и
внеучебных ситуациях.
Познавательные:
- формировать и развивать компетентность в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно
достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов,
самостоятельно выбирая основания для указанных логических операций;
- самостоятельный поиск, конструирование и осуществление
доказательства; - самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные
- уметь информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в
дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в
различных ситуациях;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных
сведений;
- уметь задавать вопросы отвечать на вопросы по прочитанному или
прослушанному тексту;
- вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
владеть монологической и диалогической формами речи;
- овладение умениями работать в группе с выполнением различных
социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести
дискуссию.

Предметные результаты:
в познавательной сфере:
- Использование для познания окружающего мира различных
естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, моделирование,
конструирование;
- овладение адекватными способами решения теоретических и
экспериментальных задач; - приемы работы с чертежными инструментами
- правила выполнения чертежей; - основы прямоугольного проецирования
на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;
- принципы построения наглядных изображений;
- анализировать графический состав изображений;
- проводить самоконтроль правильности и качества выполнения
простейших графических работ;
-приводить примеры использования графики в жизни, быту и
профессиональной деятельности человека;
- пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником,
учебными пособиями, справочной литературой;
-выражать средствами графики идеи, намерения, проекты.
в мотивационной сфере:
- формирование представлений о мире профессий;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и
требованиями других участников познавательно - трудовой деятельности; в
коммуникативной сфере:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности
понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации
- установление рабочих отношений в группе для выполнения практической
работы или проекта - сравнение разных точек зрения перед принятием решения
и осуществлением выбора;
- аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей
позиции невраждебным для оппонентов образом;
- адекватное использование речевых средств для решения различных
коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; высказываний;
- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной
компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать
свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими
людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять
цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы
коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

в физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с
чертёжными
инструментами
(циркуль,
транспортир,
треугольники,
маркированные карандаши), достижение необходимой точности движений при
выполнении различных технологических операций при моделировании;
- соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к
инструментам, с учётом технологических требований;
- сочетание образного и логического и пространственного мышления в
чертёжной деятельности.
Учащийся научится:
- выполнять чертежи в соответствии с основными стандартами ЕСКД;
- рационально использовать чертежные инструменты;
- основам прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно
перпендикулярные плоскости;
- понимать способы построения несложных аксонометрических
изображений;
- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного
положения предметов и их частей;
- выполнять чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел с
преобразованием; - приемам основных геометрических построений;
- основным правилам выполнения и обозначения сечений, в соответствии
с их назначением;
- основным правилам выполнения и обозначения простых и сложных
разрезов
- основным правилам условности изображения и обозначения резьбы;
- основным способам построения развёрток преобразованных
геометрических тел;
- применять методы вспомогательных секущих плоскостей;
- узнавать на изображениях соединение деталей;
- характеризовать особенности выполнения строительных чертежей;
- пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной
литературой и учебником.
- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
- анализировать графический состав изображений;
- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения
предметов;
- выбирать необходимое число видов на чертежах;
- применять графические знания в новой ситуации при решении задач с
творческим содержанием;
- выполнять необходимые разрезы;
- правильно определять необходимое число изображений;

- выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
- читать чертежи объектов, состоящих из 5—7 деталей и выполнять
чертежи каждой детали данного объекта и сборочный чертеж;
- применять полученные знания при решении задач с творческим
содержанием (в том числе с элементами конструирования);
- читать несложные строительные чертежи.
В результате обучения учащийся:
- владеет приёмами работы с чертёжными инструментами;
- выполняет простейшие геометрические построениями;
- владеет основными сведениями о ЕСКД; умеет выбирать инструменты, приспособления и оборудование для
выполнения работ, находить необходимую информацию в различных
источниках, в том числе с использованием компьютера;
- владеет правилами выполнения чертежей, приёмами чтения чертежей;
- выбирает главный вид, определяет необходимое и достаточное число
видов на чертежах и правильно располагать их на формате;
- знает и применяет основы прямоугольного проецирования на три взаимно
перпендикулярные плоскости проекции;
- владеет принципами построения наглядных изображений;
- выполняет геометрические построения, необходимые при выполнении
чертежей;
- читает и выполняет чертежи и наглядные изображения несложных
предметов;
- наносит размеры с учётом формы предмета;
- применяет графические знания в новой ситуации при решении задач с
творческим содержанием;
- читает и выполняет эскизы несложных предметов;
- проводит самоконтроль правильности и качества выполнения
простейших графических работ;
- выполняет необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных
чертежах несложных моделей и деталей;
- применяет разрезы в аксонометрических проекциях
- различает типы разъемных и неразъемных соединений;
- изображает резьбу на стержне и в отверстии, понимает условные
изображения и обозначения резьбы на чертежах, читает обозначение
метрической резьбы;
- выполняет несложные сборочные чертежи, пользуется ЕСКД и
справочной литературой;
- выполняет чертежи простейших стандартных деталей с резьбой и их
соединений;

- читает и выполняет чертежи несложных сборочных единиц, состоящих
из 5-7 деталей;
- читает несложные архитектурно-строительные чертежи;
- выполняет несложные строительные чертежи;
- ориентируется на схемах движения транспорта, планах населенных
пунктов и других объектов;
знаком
информационными
технологиями
в
производстве,
конструировании и моделировании, перспективными технологиями;
-анализирует форму предмета по чертежу, наглядному изображению,
натуре и простейшим разверткам;
- осуществляет несложные преобразования формы и пространственного
положения предметов и их частей;
- читает и выполняет виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных
предметов;
- анализирует графический состав изображений;
- читает и выполняет наглядные изображения, аксонометрические
проекции, технические рисунки и наброски;
- проводит самоконтроль правильности и качества выполнения
простейших графических работ;
- приводит примеры использования графики в жизни, быту и
профессиональной деятельности человека;
- подробно ознакомиться с историей развития чертежа и вкладом
выдающихся русских изобретателей и инженеров в развитие чертежа;
- овладеет навыками чтения и составления конструкторской и
технологической документации, измерения параметров технологического
процесса; выбора, проектирования, конструирования, моделирования объекта
труда и технологии с использованием компьютера (справочный материал, схема
и технологическая карта, инструкция и т. д.);
- знаком с профессиями и специальностями (чертёжник, архитектор,
топограф, картограф и др.);
- умеет соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми
различными массовыми профессиями к личным качествам человека
Содержание программы
Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления
Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности. Правила
оформления чертежей. Типы линий. Рассмотрение и сравнение графических
изображений (чертежей, эскизов, схем, технических рисунков и т.д.), данных в
учебнике. Проведение вертикальных, наклонных,

горизонтальных линий и окружностей при помощи линейки, угольника и
циркуля.
Типы линий: толстая основная, тонкая основная, волнистая, пунктирная,
штриховая, штрихпунктирная. Правила нанесения размеров. Способы нанесения
размеров на окружности, угловые размеры. Значение выносных и размерных
линий. Значение выносных и размерных линий. Шрифты чертёжные. Основные
сведения о нанесении размеров. Величина чертежных шрифтов по ГОСТу,
Требования к уровню подготовки учащихся: Знать о чертёжных
инструментах и их назначении. Знать о правилах оформления чертежей, типы
линий. Проведение вертикальных, наклонных, горизонтальных линий и
окружностей при помощи линейки, угольника и циркуля. Уметь выполнять типы
линий в соответствии с ГОСТ
Знать способы нанесения размеров на окружности, угловые размеры. Знать
основные сведения о нанесении размеров. Масштабы. Уметь выполнять чертёж
плоской детали и наносить размеры, согласно требованиям ГОСТ.
Геометрические построения на плоскости
Построения с помощью циркуля и линейки: деление отрезка на 2,4,
произвольное количество частей, деление окружности на равные части - 4,8,3,6,5,
произвольное количество частей.
Уклон, конусность. Эллипс (2 способа построения). Сопряжения.
Требования к уровню подготовки учащихся: знать способы деления
отрезков и окружностей на равные части, знать способы построения уклона,
конусности, эллипсов, сопряжений.
Владеть приемами геометрических построений на плоскости и применять
их для решения практических задач при выполнении графических работ.
Выполнение чертежей детали с использованием геометрических построений, в
том числе и сопряжений
Чертежи в системе прямоугольных проекций.
Общие сведения о проецировании. Прямоугольное, параллельное,
косоугольное проецирование. Знать о плоскостях проекций. Проецирование
предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости. Фронтальная и
горизонтальная плоскость.
Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости
проекций. Профильная плоскость проекций. Чертёж в системе прямоугольных
проекций. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.
Проецирование куба и прямоугольного параллелепипеда, правильных
треугольной и шестиугольной призм, цилиндра и конуса. чертежи группы тел.
Составление чертежей по отдельным изображениям. Вид обращённой к
наблюдателю видимой части поверхности предмета. Расположение видов на
чертеже. Местные виды. Выполнение чертежа модели детали/предмета.
Технический рисунок

Требования к уровню подготовки учащихся: знать о правила и способы
проецирования на три плоскости, построения аксонометрических проекций
плоскогранных предметов и аксонометрических проекций предметов, имеющих
круглые поверхности. Уметь выполнять чертежи геометрических тел и группы
геометрических тел.
Уметь выполнять чертежи по наглядному изображению предмета и
нескольким видам. Уметь выполнять чертёж по словесному описанию.
Выполнять эскизы предметов
Уметь строить аксонометрические проекции, выполнять технический
рисунок.
Чтение и выполнение чертежей
Анализ геометрической формы предмета. Решение занимательных задач.
Порядок построения изображений на чертежах. Построение четверти
выреза на аксонометрических проекциях. Нанесение размеров с учётом формы
предмета. Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел. Алгоритм
чтения чертежей деталей.
Требования к уровню подготовки учащихся: знать порядок построения
изображений на чертежах, достаточность видов. Уметь выполнять чертёж
третьего вида по двум
заданным, уметь выполнять упражнения по анализу геометрической
формы предметов, эскизы предметов. Решать несложные конструкторские
задачи. Выполнять эскизы предметов.
Сечения и разрезы. Рабочие чертежи детали
Определение и цель сечения, расположение на чертеже, штриховка в
сечении. Определение и цель выполнения разрезов, обозначение разрезов, виды
разрезов: простые (фронтальный, профильный, горизонтальный и местные
разрезы), сложные (ступенчатые, ломаные). Изображения необходимые для
понимания внешней и внутренней формы детали, общие сведения о допусках и
классах точности, общие сведения о шероховатости поверхности.
Требования к уровню подготовки учащихся: иметь представление о
точности изготовления деталей, гладкости поверхности. Знать отличие сечения и
разреза. Выполнять необходимые построения, принимая самостоятельное
решение о достаточности изображений для выявления формы детали.
Разъёмные и неразъёмные соединения
Общие сведения о соединении деталей: резьбовые, сварочные,
заклепочные. Виды резьбы, изображение и обозначение на чертежах. Виды
сварных соединений, изображение и обозначение на чертежах. Виды заклепок.
Понятие стандартизации и взаимозаменяемости. Обозначение, условности
изображения. Работа со справочной литературой, таблицами.
Требования к уровню подготовки учащихся: иметь представление о
стандартизации и взаимозаменяемости изделий, понятие о разъёмных и

неразъёмных соединениях. Знать обозначения условности изображения
соединений деталей. Читать чертежи, содержащие резьбовые, заклепочные и
сварочные соединения. Использовать справочную литературу для чтения
чертежей.
Сборочные чертежи
Содержание сборочного чертежа. Особенности выполнения сборочных
чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Чтение сборочных
чертежей, определения конструкции, размеров и принципа работы изделия по
его чертежу Деталировка сборочного чертежа. Порядок деталировки и
содержание рабочего чертежа детали. Конструктивные элементы деталей.
Требования к уровню подготовки учащихся: знать основные требования к
выполнению сборочных чертежей, условности и упрощения на чертежах,
использовать алгоритм чтения сборочных чертежей. Уметь пользоваться и
составлять спецификацию сборочного чертежа. Выполнять рабочие чертежи
деталей, входящих в сборочный чертеж.
Зубчатые передачи
Виды и назначение зубчатых передач. Элементы зубчатого колеса.
Изображение зубчатых колес и передач. Понятие передаточного числа.
Особенности сборки зубчатых передач. Шпонки. Виды и применение. Условные
изображения зубчатых передач на схемах. Чтение кинематических схем
Требования к уровню подготовки учащихся: знать виды зубчатых передач и
их назначение, элементы зубчатых колес, изображение и условности при
выполнении зубчатых передач. Уметь выполнять чертеж цилиндрической
передачи, читать чертежи зубчатых передач и кинематические схемы.
Строительные чертежи
Особенности строительных чертежей. Масштаб и размеры на
строительных чертежах. План здания. Условные обозначения оборудования и
объектов на планах. Сечения и разрезы на строительных чертежах. Нулевая
отметка. Условные обозначения материалов, объектов. Фасад. Генеральный план.
Экспликация.
Требования к уровню подготовки учащихся: знать особенности
строительных чертежей, условные обозначения объектов и материалов,
использовать справочную литературу при чтении и выполнении строительных
чертежей. Выполнять несложные планы зданий, читать чертежи разрезов зданий,
понимать и составлять экспликацию генерального плана
Схемы
Основные виды, назначение, особенности, условные обозначения
объектов, материалов. Чтение электрических схем. Чтение схем отопления и
вентиляции.

Требования к уровню подготовки учащихся: уметь использовать
справочные материалы для чтения схем, понимать назначение схем, выполнять
схемы по техническому описанию.
Творческие задания: Архитектурные обломы. Моделирование из
проволоки. Решение задач на конструирование

Поурочное планирование
№
Раздел
урока
1
Введение

Содержание

Цель

Предмет черчения, цель его
изучения, ознакомление с
чертежными инструментами,
принадлежностями.
Организация рабочего места.
Исторические основы
черчения.

Ознакомление с
предметом
«Черчение»,
выявление
метапредметных
межпредметных
связей.
Введение понятий:
ЕСКД, требования
ГОСТ, формат,
типы линий и их
назначение.
Воспитание
точности и
аккуратности при
выполнении
графических работ.
Формирование
приемов написания
прописных букв
чертёжным
шрифтом

2

Правила
оформления
чертежей

ЕСКД. ГОСТ. Форматы.
Рамка, основная надпись
(штамп). Линии чертежа и их
назначение. Форматы ГОСТ
2.301- 68. Линии ГОСТ 2.303 – 68.

3

Правила
оформления
чертежей

Стандартный шрифт ГОСТ
2.304-81 (размеры, наклон,
соотношения букв в данном
размере) и его применение.
Конструкция прописных букв

Работа на уроке
Презентация
Подготовка
инструментов к
работе
Способы построения
параллельных
прямых, особенности
построения
окружностей
Презентация
Анализ чертежа
детали. Выполнение
графической работы
«Типы линий»
(формат А4)

Построение сетки
для написания
прописных (узких и
широких) букв
(формат А4)

Домашнее
задание
Параллельные
прямые,
построение
окружностей.
(Выполнить в
тетради)

Таблица «Типы
линий»
выполнить в
тетради.
Закончить
графическую
работу

Выполнение
прописных букв
шрифта по сетке

4

Правила
оформления
чертежей

5

Правила
оформления
чертежей

6

Правила
оформления
чертежей

7

Правила
оформления
чертежей

Стандартный шрифт ГОСТ
2.304-81 (размеры, наклон,
соотношения букв в данном
размере) и его применение.
Конструкция строчных букв

Формирование
приемов написания
строчных букв
чертёжным
шрифтом,
написание цифр
Стандартный шрифт ГОСТ
Отработка навыков
2.304-81 (размеры, наклон,
написания букв и
соотношения букв в данном
цифр стандартного
размере) и его применение.
шрифта
Применение полученных
Актуализация
знаний и навыков для решения знаний и
практических задач
полученных
навыков по
написанию
стандартного
шрифта,
обеспечение
заполнения граф
основной надписи в
соответствии с их
назначением.
Масштабы (уменьшения,
Выявление уровня
увеличения, натуральная
знаний о
величина) ГОСТ 2.302-68
масштабах,
уточнение
использования
масштабов в

Построение сетки
для написания
строчных (узких и
широких) букв, для
написания цифр
(формат А4)
Работа в рабочих
листах (прописи)

Выполнение
строчных букв
шрифта по сетке

Выполнение
шрифта на
миллиметровой
сетке
Заполнение основной Творческое
надписи чертежа в
задание (калька)
соответствии с
требованиями ГОСТ
2.104-2006

Выполнение чертежа
плоской детали в М
1:1, М 1:2, М 2:1
(в тетради)

Закончить
построение
чертежа

8

Правила
оформления
чертежей

9

Геометрические
построения на
плоскости

10

Геометрические
построения на
плоскости

соответствии с
ГОСТ.
Нанесение размеров на
Рассмотрение
чертежах.
основных правил
ГОСТ 2.307-2011
простановки
размеров на
чертежах в
соответствии с
ГОСТ,
формирование
чертежной
грамотности
Проведение биссектрисы угла, Освоение приёмами
деление прямого угла на 3
геометрических
части, деление отрезка на 2 и 4 построений,
части, на n частей и в
приёмами работы
заданном отношении.
чертежными
Построение перпендикуляра к инструментами.
прямой. Уклон и конусность
Формирование
аккуратности и
точности
выполнения
задания.
Деление окружности на
Освоение приёмами
равные части (4,8,3,6)
геометрических
построений,
приёмами работы
чертежными
инструментами.

Нанесение размеров
на чертежах плоской
детали.
(в тетради)

Выполнить
обводку
чертежей.
Проверить
правильность
простановки
размеров.

Графическая работа
(формат А3)

Оформить
работу (обвести,
заполнить
основную
надпись)

Графическая работа
(формат А3)

Подготовить
лист для
выполнения
второй части
работы

11

Геометрические
построения на
плоскости

Деление окружности на
равные части (5,10, n)

12

Геометрические
построения на
плоскости

Построение контура детали с
применением геометрических
построений (орнамента и
розетки)

13

Геометрические
построения на
плоскости

Сопряжения между двумя
окружностями по прямой
линии, между двумя прямыми

Формирование
аккуратности и
точности
выполнения
задания.
Освоение приёмами
геометрических
построений,
приёмами работы
чертежными
инструментами.
Формирование
аккуратности и
точности
выполнения
задания.
Актуализация
навыков работы
чертежным
инструментов,
применение знаний
и навыков
геометрических
построений для
решения
практических задач
Формирование
понятия
сопряжения и его

Графическая работа
(формат А3)

Оформить
работу (обвести,
выполнить
штриховку,
заполнить
основную
надпись)

Презентация
Графическая
творческая работа
(формат А4)

Закончить
выполнение
работы.
(по желанию
построить
орнамент и
выполнить в
цвете)

Презентация
Графическая работа
(формат А3)

Оформить
работу (обвести,
заполнить

при помощи дуги заданного
радиуса

14

Геометрические
построения на
плоскости

Сопряжения двух
окружностей дугами
заданного радиуса

15

Геометрические
построения на
плоскости

Выполнение чертежа изделия,
имеющего в контуре
сопряжения

16

Геометрические
построения на
плоскости

Выполнение рисунка,
имеющего сопряжения

широкого
применения в
контурах
повседневных
предметов,
формирование
навыков
построения
сопряжений
Формирование
навыков
построения
сопряжений
Актуализация
навыков
построения
сопряжений,
применение знаний
и навыков для
решения
практических задач
Актуализация
навыков
построения
сопряжений,
применение знаний
и навыков для

основную
надпись)

Графическая работа
(формат А3)

Графическая работа
(формат А4)

Графическая
творческая работа
(формат А4)

Оформить
работу (обвести,
заполнить
основную
надпись)
Оформить
работу (обвести,
проставить
размеры,
заполнить
основную
надпись)
Оформить
работу (обвести,
заполнить
основную
надпись)

17

Геометрические
построения на
плоскости

Эллипс. Отличие от овала.
Эллипс – как кривая второго
порядка и как изометрия
окружности

18

Геометрические
построения на
плоскости

Эллипс. Применение при
выполнении чертежей

19

Геометрические
построения на
плоскости

Лекальные кривые.
Применение лекальных
кривых при выполнении
чертежей изделий

20

Способы
проецирования

Общие сведения о
проецировании (способы,
проекция точки, проекция
фигуры, основной способ
проецирования.)

решения
практических задач
Формирование
умений построения
эллипса,
выполнение
заданий аккуратно.
Актуализация
умений построения
эллипсов,
применение
навыков для
решения
практических задач
Формирования
понятия
«Лекальные
кривые», навыков
построения
лекальных кривых,
навыков аккуратной
и точной работы
Охарактеризовать
различные способы
проецирования,
сформулировать
преимущества и
недостатки.
Формирование

Построение на
гранях куба и по
двум осям (формат
А3)
Построение
изометрии цилиндра
в трех положениях.
(формат А3)

Оформить
работу (обвести,
заполнить
основную
надпись)
Оформить
работу (обвести,
заполнить
основную
надпись)

Построение
лекальных кривых
(парабола,
гипербола,
эвольвента, спираль
Архимеда, синусоида
(в тетради)

Выполнить
построение
одной из кривых
(по желанию) на
формате А4

Построение
примеров в тетради

Ответы на
вопросы

21

Аксонометрические Виды, способы построения
проекции
наглядного изображения

22

Прямоугольное
проецирование

Плоскости проецирования,
проекции, виды, взаимное
расположение видов на
чертеже. Проекции и
изометрия куба и
параллелепипеда

23

Прямоугольное
проецирование

Проекции и изометрия куба и
параллелепипеда

пространственного
мышления
Охарактеризовать
различные способы
построения
наглядного
изображения,
сформулировать
преимущества и
недостатки.
Формирование
пространственного
мышления
Введение понятий
«проекция, вид).
Формирование
пространственного
мышления, навыков
выполнения
графических работ
Формирование
умения анализа
формы предметов.
Актуализация
способов
построения
проекций и
наглядного
изображения

Построение
изометрии
многоугольников
(квадрат,
треугольник,
шестиугольник,
пятиугольник) в
тетради

Построить
изометрию
прямоугольника,
закончить
классную работу

Расположение трех
Упражнение на
видов и изометрии (в нахождение
тетради)
соответствия
граней предмета
их графическому
изображению
Построение чертежа
предметов
прямоугольной
формы с
вырезом/выступом

Оформить
чертёж
(проверить
правильность
построений,
обвести)

предметов
прямоугольной
формы.
Формирование
навыков
построения
чертежей
геометрических
тел, построения
изометрии
многоугольников.

24

Прямоугольное
проецирование

Проекции и наглядное
изображение прямой призмы
(треугольной, шестиугольной)

25

Прямоугольное
проецирование

Проекции и наглядное
изображение правильной
пирамиды (четырехугольная и
пятиугольная)

Формирование
навыков
построения
чертежей
геометрических
тел, построения
изометрии
многоугольников.

26

Прямоугольное
проецирование

Проекции и наглядное
изображение тел вращения
(цилиндр, конус, шар)

Формирование
навыков
построения
чертежей тел

Построение трёх
Выполнить
видов и изометрии (в изометрию
тетради)
треугольника и
шестиугольника
в плоскостях П2
(фронтальная
плоскость
проекций) и П3
(профильная
плоскость
проекций)
Построение трёх
Выполнить
видов и изометрии (в изометрию
тетради)
квадрата и
пятиугольника в
плоскостях П2
(фронтальная
плоскость
проекций) и П3
(профильная
плоскость
проекций.
Построение трех
Найти
видов и изометрии (в определение
тетради)
геометрического
тела «Тор»,

вращения.
Формирование
навыков анализа
формы предметов
Актуализация
навыков
построения
изометрии тел
вращения.

27

Прямоугольное
проецирование

Построение изомерии тел
вращения с вырезом четверти

28

Прямоугольное
проецирование

Построение изомерии тел
вращения с вырезом четверти

Актуализация
навыков
построения
изометрии тел
вращения.

29

Прямоугольное
проецирование

Построение проекций точек,
заданных на поверхности
изделия

30

Прямоугольное
проецирование

Построение чертежа и
наглядного изображения
группы геометрических тел

Формирование
чертежной
грамотности,
пространственного
мышления,
аналитических
способностей
Актуализация
навыков
построения
проекций и
наглядного
изображения

Определение
достаточности видов
Графическая работа
(формат А3)
Построение
изометрии полого
цилиндра с вырезом
четверти
Графическая работа
(формат А3)
Построение
изометрии полого
усеченного конуса с
вырезом четверти
Работа на рабочих
листах

Графическая работа
(формат А3)

сделать чертеж
(в тетради) трех
видов и рисунок
тора
Выполнить
штриховку

Оформить
работу (обвести,
заполнить
основную
надпись)
Занимательные
задачи

Проверить
(достроить)
правильность
выполнения
чертежа

31

Прямоугольное
проецирование

32

Прямоугольное
проецирование

геометрических
тел, практическое
применение
построения
проекций
геометрических тел
Построение чертежа и
Актуализация
наглядного изображения
навыков
группы геометрических тел
построения
(продолжение)
проекций и
наглядного
изображения
геометрических
тел, практическое
применение
построения
аксонометрических
проекций
Выполнение чертежа детали
Формирование
по наглядному изображению и чертежной
одной проекции
грамотности,
технического
мышления,
пространственных
представлений, а
также способностей
к познанию
техники с помощью

Графическая работа
(формат А3)

Проверить
(достроить)
правильность
выполнения
чертежа
Оформить
основную
надпись

Графическая работа
(формат А3)

Оформить
чертёж
(проверить
правильность
построений,
обвести,
проставить
размеры,
заполнить
основную
надпись)

33

Прямоугольное
проецирование

34

Прямоугольное
проецирование

35

Элементы
технического
рисования

графических
изображений.
Построение наглядного
Формирование
изображения детали в
чертежной
аксонометрических проекциях грамотности,
по заданным прямоугольным
технического
проекциям
мышления,
пространственных
представлений, а
также способностей
к познанию
техники с помощью
графических
изображений.
Построение третьего вида по
Формирование
двум заданным проекциям.
чертежной
Построение аксонометрии
грамотности,
детали
технического
мышления,
пространственных
представлений, а
также способностей
к познанию
техники с помощью
графических
изображений.
Основные положения о
Формирование
свойствах света. Построение
чертежной
теней при естественном и
грамотности,

Графическая работа
(формат А3)

Оформить
чертёж
(проверить
правильность
построений,
обвести,
проставить
размеры,
заполнить
основную
надпись)

Графическая работа
(формат А3)

Оформить
чертёж
(проверить
правильность
построений,
обвести,
проставить
размеры,
заполнить
основную
надпись)

Графическая работа
(Формат А4)

Выполнение
упражнений в
рабочей тетради

искусственном освещении.
Тени от объемных фигур.

36

Сечение

Определение и цель сечения,
расположение на чертеже,
штриховка в сечении

37

Сечение

Определение и цель сечения,
расположение на чертеже,
штриховка в сечении

38

Разрезы

Определение и цель
выполнения разрезов,
обозначение разрезов, виды
разрезов

39
Простые разрезы

Фронтальный, профильный,
горизонтальный

технического
мышления,
пространственных
представлений, а
также способностей
к познанию
техники с помощью
графических
изображений.
Формирование
понятия
достаточности
изображений,
анализ формы
предметов
Формирование
понятия
достаточности
изображений,
анализ формы
предметов
Формирование
понимания и
представления
внутреннего
строения предметов
Актуализация и
углубление понятия
о разрезах

Выполнение
примеров
построения сечений
в тетради

Повторить
понятия и
определения по
теме

Графическая работа
«Сечения вала»
(Формат А3)

Закончить
построения
сечений,
оформить
чертеж.

Выполнение
упражнений в
тетради

Повторить виды
разрезов,
условности ри
выполнении
разрезов
Закончить
построения
разрезов,

Выполнение
упражнений в
тетради

40

Простые разрезы

Местные разрезы

Актуализация и
Выполнение
углубление понятия упражнений в
о разрезах
тетради

41

Сложные разрезы

Ступенчатые и ломаные
разрезы, случаи применения,
поворот плоскости сечения

Актуализация и
углубление понятия
о разрезах,
внутреннем
строении
предметов

Ступенчатый разрез.
Выполнение
упражнений в
тетради

42

Сложные разрезы

Ступенчатые и ломаные
разрезы, случаи применения,
поворот плоскости сечения

Актуализация и
углубление понятия
о разрезах,
внутреннем
строении
предметов

Ломаные разрезы.
Выполнение
упражнений в
тетради

43

Рабочие чертежи
детали

Общие сведения о допусках и
классах точности, общие
сведения о шероховатости
поверхности. Способы

Формирование
навыков чтения
рабочих чертежей

Составление
алгоритма чтения
рабочих чертежей
(работа в тетради)

проверить
обозначение и
простановку
размеров
Закончить
построения
разрезов,
проверить
обозначение и
простановку
размеров
Закончить
построения
разрезов,
проверить
обозначение и
простановку
размеров
Закончить
построения
разрезов,
проверить
обозначение и
простановку
размеров
Чтение чертежа
по алгоритму
(ответы на
вопросы, чтение

обозначения допусков и
шероховатости поверхности
44

Рабочие чертежи
детали

45

Рабочие чертежи
детали

46

Рабочие чертежи
детали

Изображения необходимые
для понимания внешней и
внутренней формы детали,
общие сведения о допусках и
классах точности, общие
сведения о шероховатости
поверхности
Изображения необходимые
для понимания внешней и
внутренней формы детали,
общие сведения о допусках и
классах точности, общие
сведения о шероховатости
поверхности
Изображения необходимые
для понимания внешней и
внутренней формы детали,
общие сведения о допусках и
классах точности, общие
сведения о шероховатости
поверхности

Актуализация
знаний по
предыдущим
темам,
Формирование
навыков чтения
рабочих чертежей
Формирование
чертежной и
технической
грамотности,
навыков
выполнения
рабочих чертежей
Формирование
чертежной и
технической
грамотности,
навыков
выполнения
рабочих чертежей

Практическая работа
по чтению рабочих
чертежей (устная
работа и в тетради)

Графическая работа
(Формат А3)

чертежа – по
варианту).
Работа в тетради
Чтение чертежа
по алгоритму
(ответы на
вопросы, чтение
чертежа – по
варианту).
Работа в тетради
Проверить
правильность и
достаточность
построений

Графическая работа
Оформить
(Формат А3)
чертеж
Продолжение работы (проверить
правильность и
достаточность
построений,
обвести,
проставить
размеры,
заполнить
основную
надпись)

47

Разъёмные и
неразъёмные
соединения

Общие сведения о соединении
деталей: резьбовые,
сварочные, заклепочные.
Виды резьбы, изображение и
обозначение на чертежах.
Виды сварных соединений,
изображение и обозначение на
чертежах. Виды заклепок.

48

Разъёмные и
неразъёмные
соединения

49

Разъёмные и
неразъёмные
соединения

Понятие стандартизации и
взаимозаменяемости.
Болтовое соединение.
Условности изображения
Шпилечное соединение двух
деталей. Применение,
условности изображения

50

Разъёмные и
неразъёмные
соединения

Сварное соединение.
Обозначение, условности
изображения

51

Сборочные
чертежи

Общие сведения о сборочных
чертежах. Спецификация.

Формирование
политехнической
грамотности и
ознакомление
учащихся с
основами
производства,
развитие
конструкторских
способностей,
изучение роли
чертежа в
современном
производстве
Актуализация
знаний по теме
разъёмные
соединения
Актуализация
знаний по теме
разъёмные
соединения

Работа со
справочной
литературой,
таблицами.
Работа в тетради.

Чтение
чертежей,
содержащих
различные виды
соединений.
Работа в тетради

Выполнение чертежа
болтового
соединения
(Формат А4)
Выполнение чертежа
шпилечного
соединения
(Формат А4)

Оформить
чертеж

Актуализация
знаний по теме
неразъёмные
соединения
Формирование
технической

Выполнение чертежа Оформить
сварного соединения. чертеж
Работа в тетради
Чтение сборочного
чертежа, знакомство

Оформить
чертеж

Ответы на
вопросы по

Разрезы на сборочных
чертежах, правила
выполнения. Размеры на
сборочных чертежах. Общие
принципы и особенности
сборочного производства
Содержание сборочного
чертежа. Особенности
выполнения сборочных
чертежей. Условности и
упрощения на сборочных
чертежах. Конструктивные
элементы деталей.
Деталировка сборочного
чертежа

грамотности,
знакомство с
принципами и
содержанием
сборочного
производства
Формирование
технической
грамотности

со спецификацией
Устная работа

чтению
сборочного
чертежа в
тетради

Чтение сборочных
чертежей
Практическая работа

Ответы на
вопросы по
чтению
сборочного
чертежа в
тетради

Актуализация
знаний по чтению
рабочих чертежей.

Оформить
чертежи

Актуализация
знаний по чтению
рабочих чертежей.

Выполнение рабочих
чертежей деталей,
входящих в
сборочный чертеж.
(по указанию
учителя)
Выполнение рабочих
чертежей деталей,
входящих в
сборочный чертеж.
(по указанию
учителя)
Чтение чертежей
зубчатых передач.
Устная работа

52

Сборочные
чертежи

53

Сборочные
чертежи

54

Сборочные
чертежи

Деталировка сборочного
чертежа
(Продолжение)

55

Зубчатые передачи

Виды и назначение зубчатых
Формирование
передач. Элементы зубчатого
технической
колеса. Изображение зубчатых грамотности
колес и передач. Понятие

Оформить
чертежи

Ответы на
вопросы по теме
«Зубчатые
передачи» Тест

56
Зубчатые передачи

передаточного числа.
Особенности сборки зубчатых
передач. Шпонки. Виды и
применение.
Цилиндрическая зубчатая
передача

57

Зубчатые передачи

Цилиндрическая зубчатая
передача

58

Зубчатые передачи

Виды и назначение зубчатых
передач. Условные
изображения на схемах.
Чтение кинематических схем

59

Пружины

Общие сведения. Виды.
Изображение на чертежах.
Условное изображение

60

Строительные
чертежи

Актуализация и
углубление знаний
по теме «Зубчатые
передачи»,
формирование
чертежной
грамотности
Формирование
технической и
чертёжной
грамотности
Формирование
технической и
чертёжной
грамотности

Формирование
технической и
чертёжной
грамотности
Особенности строительных
Формирование
чертежей. Масштаб и размеры технической и
на строительных чертежах.
чертёжной
План здания. Условные
грамотности.

Выполнение чертежа
цилиндрического
зубчатого колеса
(Формат А3)

Оформить
чертеж

Выполнение
сборочного чертежа
цилиндрической
зубчатой передачи
Чтение
кинематических схем
механизмов

Закончить
построения и
оформить
чертеж
Ответы на
вопросы в
тетради по
чтению
кинематических
схем
Оформить
чертеж

Выполнение чертежа
пружины (по
вариантам) Формат
А4
Чтение строительных Выполнить план
чертежей.
жилого
Устная работа
помещения

обозначения оборудования и
объектов на планах
61

Строительные
чертежи

Сечения и разрезы на
строительных чертежах.
Нулевая отметка. Условные
обозначения материалов,
объектов

62

63

Строительные
чертежи

Фасад.

Строительные
чертежи

Генеральный план.
Экспликация.

64
Схемы

65

Схемы

Основные виды, назначение,
особенности, условные
обозначения объектов,
материалов. Чтение схем.

Основные виды, назначение,
особенности, условные
обозначения объектов,
материалов. Чтение схем

(собственного
или по образцу)
в тетради
Творческое
задание на
условные
изображения
материалов
Закончить
рисунок

Формирование
технической и
чертёжной
грамотности

Выполнение
упражнений на
чтение чертежей

Формирование
технической и
чертёжной
грамотности

Выполнение рисунка
фасада здания (по
выбору)
Формат А4

Формирование
технической и
чертёжной
грамотности
Формирование
технической и
чертёжной
грамотности,
использование
справочных
материалов и
таблиц
Формирование
технической и
чертёжной
грамотности

Чтение генерального
плана
Устная работа

Составление
экспликации в
тетради

Чтение
электрических схем

Составление
схемы по
описанию

Чтение схем
отопления и
вентиляции

Составление
схемы по
описанию

66

Архитектурные обломы
Творческие задания

67

Моделирование из проволоки
Творческие задания

68

Решение задач на
конструирование
Творческие задания

использование
справочных
материалов и
таблиц
Формирование
интереса к
предмету
«Черчение»,
воспитание
эстетического вкуса
Формирование
интереса к
предмету,
пространственного
мышления
Формирование
интереса к
предмету,
пространственного
мышления

Построение
архитектурных
обломов

Закончить
построение,
обвести

Выполнение заданий
1.
Моделирование
по готовым чертежам
2.
Моделирование
с предварительным
построением
третьего вида
Выполнить чертеж
пробки, проходящей
через три отверстия
разной формы

Выполнить все
модели (Задания
по вариантам)/
решение
обратных задач

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Ботвинников А.Д.,Виноградов В.Н.,Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник
для общеобразовательных учреждений. М.: Астрель, 2020.
2. Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 класса общеобразовательных
учреждений. – М.: АСТ: Астрель,2019.
3. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению.–М.: Просвещение,2011.
4. Словарь-справочник по черчению: Книга для учащихся. В.Н.Виноградов, Е.А.
Василенко и др. – М.: Просвещение,2010.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник
для общеобразовательных учреждений. М.:Астрель, 2020.
2. Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 класса общеобразовательных
учреждений. – М.: Астрель, 2019.
3. ГерверВ.А.Творческиезадачипо черчению.–М.: Просвещение,2011.
4. Карточки-задания по черчению для 8 классов. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова,
Ю.Ф. Кат10.
5. Методическое пособие по черчению: К учебнику А. Д. Ботвинникова и др.
«Черчение. 7-8 классы»/ А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С.
Вышнепольский и др. – М.: Астрель, 2019
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Нанесение размеров с учетом формы предмета_7класс
https://yandex.ru/video/preview/8139238336507296709

Черчение. Введение. Инструменты для качественного черчения
https://dzen.ru/video/watch/638a197cdaf3bb4df88f0487?f=d2d
Деление окружности https://yandex.ru/video/preview/7682624976805674693
Виды, сечения, разрезы https://yandex.ru/video/preview/12646024318519230779

Прямоугольное проецирование
https://yandex.ru/video/preview/7070777287533731761
Прямоугольное проецирование
https://yandex.ru/video/preview/15695990944823625453


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».