1
Российская Федерация
Департамент образования
Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 143
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МАОУ СОШ № 143
____________ М.К. Левинская
приказ № ______ от «______» _______ 2025
ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ПО ПРОФЕССИИ 46.01.03 «ДЕЛОПРОИЗВОДИТЕЛЬ»
2
Основная программа профессионального обучения – программа
профессиональной подготовки по профессии 46.01.03 «Делопроизводитель»
(далее – Программа) разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым
осуществляется профессиональное обучение, утвержденного приказом
Министерства образования и науки РФ от 02.07.2013 г. N 513.
3
Приложение 1.1
к ОП-П по профессии
46.01.03 Делопроизводитель
Рабочая программа профессионального модуля
«ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАМИ»
2025 г.
4
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Общая характеристика ...............................................................................................................................
1.1. Цель и место профессионального модуля «ПМ 01 Документирование управленческой
деятельности и организация работы с документами» в структуре образовательной
программы .........................................................................................................................................
1.2. Планируемые результаты освоения профессионального модуля .........................................
2. Структура и содержание профессионального модуля ..........................................................................
2.1. Трудоемкость освоения модуля ...............................................................................................
2.2. Структура профессионального модуля ...................................................................................
2.3. Примерное содержание профессионального модуля .............................................................
2.4. Курсовой проект (работа) (для специальностей СПО, если предусмотрено) .....................
3. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля ...........................................
5
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«Документирование управленческой деятельности и организация работы с
документами»
1.1. Цель и место профессионального модуля в структуре образовательной
программы
Цель модуля: освоение вида деятельности «Документирование управленческой
деятельности и организация работы с документами».
Профессиональный модуль включен в обязательную часть образовательной
программы.
1.2. Планируемые результаты освоения профессионального модуля
Результаты освоения профессионального модуля соотносятся с планируемыми
результатами освоения образовательной программы, представленными в матрице
компетенций выпускника.
В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен1:
Уметь
распознавать
задачу
и/или
проблему
в
профессиональном
и/или
социальном контексте
анализировать
задачу
и/или
проблему и выделять её составные
части
определять этапы решения задачи
выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую для
решения задачи и/или проблемы
составлять план действия
определять необходимые ресурсы
владеть актуальными методами
работы
в профессиональной и смежных
сферах
реализовывать составленный план
оценивать результат и последствия
своих действий (самостоятельно
или с помощью наставника)
определять задачи для поиска
информации
определять
необходимые
источники информации
планировать процесс поиска
структурировать
получаемую
информацию
1
Знать
актуальный профессиональный и социальный контекст, в
котором приходится работать и
жить
основные
источники
информации и ресурсы для
решения задач и проблем в
профессиональном
и/или
социальном контексте
алгоритмы выполнения работ
в профессиональной и смежных
областях
методы
работы
в
профессиональной и смежных
сферах
структуру плана для решения
задач
порядок оценки результатов
решения
задач
профессиональной
деятельности
номенклатура информационных источников, применяемых в
профессиональной
деятельности
приемы
структурирования
информации
Берутся сведения, указанные по данному виду деятельности в п. 4.2.
Владеть
навыками
6
выделять наиболее значимое в
перечне информации
оценивать
практическую
значимость результатов поиска
оформлять результаты поиска,
применять
средства
информационных технологий для
решения профессиональных задач
использовать
современное
программное обеспечение
использовать различные цифровые
средства
для
решения
профессиональных задач
определять
актуальность
нормативно-правовой
документации в профессиональной
деятельности
применять современную научную
профессиональную терминологию
определять
и
выстраивать
траектории
профессионального
развития и самообразования
выявлять
достоинства
и
недостатки коммерческой идеи
презентовать
идеи
открытия
собственного
дела
в
профессиональной деятельности;
оформлять бизнес-план
рассчитывать размеры выплат по
процентным ставкам кредитования
определять
инвестиционную
привлекательность коммерческих
идей в рамках профессиональной
деятельности
презентовать бизнес-идею
определять
источники
финансирования
организовывать работу коллектива
и команды
взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами в ходе
профессиональной деятельности
грамотно излагать свои мысли
и оформлять документы по
профессиональной тематике на
государственном языке, проявлять
толерантность
в
рабочем
коллективе
понимать общий смысл четко
произнесенных высказываний на
известные
темы
(профессиональные и бытовые),
формат
оформления
результатов
поиска
информации,
современные
средства
и
устройства
информатизации
порядок их применения и
программное обеспечение в
профессиональной
деятельности в том числе с
использованием
цифровых
средств
содержание
актуальной нормативно-правовой
документации
современная
научная
и
профессиональная
терминология
возможные
траектории
профессионального развития и
самообразования
основы предпринимательской
деятельности;
основы
финансовой грамотности
правила разработки бизнеспланов
порядок
выстраивания
презентации
кредитные
банковские
продукты
психологические
основы деятельности
коллектива,
психологические особенности
личности
основы проектной деятельности
особенности социального и культурного контекста;
правила
оформления
документов
и построения устных сообщений
правила построения простых и сложных
предложений
на
профессиональные темы
7
понимать тексты на базовые
профессиональные темы
участвовать
в
диалогах
на
знакомые общие
и профессиональные темы
строить простые высказывания о
себе и о своей профессиональной
деятельности
кратко обосновывать и объяснять
свои
действия
(текущие
и
планируемые)
писать
простые
связные
сообщения на знакомые или
интересующие профессиональные
темы
Проверять правильность доставки
корреспонденции; правильность и
целостность вложения.
Оценивать
содержание
поступивших документов с целью
их распределения.
Пользоваться
автоматизированными системами
учета, регистрации при работе с
документами организации
Определять маршрут движения
конкретного документа и доводить
документы до исполнителей в
определенные сроки
Работать со всей совокупностью
информационнодокументационных
ресурсов
организации.
Вести
учет
прохождения
документальных материалов.
Постановка
документа
на
контроль.
Осуществлять
промежуточный
контроль
и
контроль
при
наступлении даты исполнения.
основные
общеупотребительные глаголы
(бытовая и профессиональная
лексика)
лексический
минимум,
относящийся
к
описанию
предметов, средств и процессов
профессиональной
деятельности
особенности произношения
правила
чтения
текстов
профессиональной
направленности
Нормативные правовые акты и
нормативно-методические
документы,
определяющие
порядок
документационного
обеспечения управления.
Структура
организации,
руководство
структурных
подразделений.
Современные информационные
технологии
работы
с
документами.
Порядок
работы
с
поступающими документами.
Прием и первичная
обработка
входящих
документов.
Предварительное
рассмотрение
и
сортировка
документов
на
регистрируемые и
нерегистрируемые
Подготовка
входящих
документов
для
рассмотрения
руководителем.
Регистрация
входящих
документов.
Нормативные правовые акты и Организация
нормативно-методические
доставки
документы,
определяющие документов
порядок
документационного исполнителям.
обеспечения управления.
Структура
организации,
руководство
структурных
подразделений.
Современные информационные
технологии
работы
с
документами.
Порядок работы с документами
при передаче их на исполнение в
подразделения.
Правила организации и формы Контроль
контроля
исполнения исполнения
документов в организации.
документов
в
Типовые сроки исполнения организации.
документов.
8
Информировать руководителя об
исполнении.
Снять документ с контроля и
направить исполненный документ
в дело.
Обобщать
и
анализировать
результаты
контроля
за
исполнением документов.
Пользоваться
автоматизированными системами
учета, регистрации, контроля и
информационно-справочными
системами
при
работе
с
документами организации.
Пользоваться базами данных, в том
числе удаленно.
Вести
учет
документов
организации.
Осуществлять
справочноинформационную
работу
с
использованием
баз
данных
документов.
Пользоваться
автоматизированными системами
учета, регистрации, контроля и
информационно-справочными
системами
при
работе
с
документами организации.
Применять правила русского языка
при проверке документов перед
отправкой.
Проверять
правильность
оформления и комплектность
исходящих документов.
Сортировать
документы
по
способам
доставки,
при
необходимости,
упаковывать
документы и оправлять.
Пользоваться
автоматизированными системами
учета,
регистрации,
информационно-справочными
системами
при
работе
с
документами организации
Применять установленный состав
реквизитов в зависимости от вида
документа.
Правильно
располагать
и
оформлять реквизиты на листе при
составлении документа.
Применять
современные
информационно-
Принципы работы со сроковой
картотекой.
Назначение
и
технология
текущего и предупредительного
контроля.
Правила
составления
аналитических
справок
по
организации
работы
с
документами
и
контролю
исполнения документов.
Правила создания и ведения баз
данных служебных документов
в организации.
Системы
электронного
документооборота.
Ведение
базы
данных документов
организации.
Ведение
информационносправочной работы.
Нормативные правовые акты и
нормативно-методические
документы,
определяющие
порядок
документационного
обеспечения управления.
Правила и сроки отправки
исходящих документов
Обработка,
регистрация
отправка
исходящих
документов
Виды
документов,
их
назначение.
Требования, предъявляемые к
документам в соответствии с
нормативными
правовыми
актами и государственными
стандартами.
Составление
оформление
служебных
документов
и
и
9
коммуникационные
технологии
для работы с документами, в том
числе для ее оптимизации и
повышения эффективности
Применять
правила
русского
языка.
Правила
составления
и
оформления информационносправочных, организационных,
управленческих документов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1. Трудоемкость освоения модуля
Наименование составных частей модуля
Объем в часах
Учебные занятия
72
В т.ч. в форме
практ. подготовки
34
Наименования разделов профессионального модуля
Раздел 1 Документирование и организация работы с
официальными документами
Организация документооборота и документирование
управленческой деятельности
Раздел 2. Организация работы с документами в
автоматизированных системах
Информационно-коммуникационные технологии в
делопроизводстве
Всего:
Всего, час.
В т.ч. в форме практической
подготовки
2.2. Структура профессионального модуля
36
17
36
17
72
34
10
2.3. Содержание профессионального модуля
Наименование разделов и
тем
Примерное содержание учебного материала, практических и
лабораторных занятия
Раздел 1. Документирование и организация работы с официальными документами
Организации документооборота и документирования управленческой деятельности
(34 ч)
Тема 1.1. Система
Содержание
делопроизводства
Делопроизводство: цели, задачи и основные принципы. Основные
виды делопроизводственной деятельности: документирование
деятельности; организация документооборота; формирование
документального фонда организации (систематизация документов и
организация их текущего хранения); организация доступа к
документам и их использования. Общероссийские классификаторы
технико-экономической и социальной информации
Тема 1.2
Содержание
Документированная Документальные источники.
Понятие «документ».
Виды
информация
документов. Требования к оформлению документов.
Системы документации. Понятие системы документации.
Основные функциональные системы документации в Российской
Федерации.
Тема 1.3
Информационнодокументационное
обеспечение работы
аппарата
управления
Тема 1.4.
Организация
документооборота
Содержание
1. Роль государства в организации делопроизводства. Основные
виды документной деятельности. Информация в управленческой
деятельности.
Управление
документацией.
Организация
информационно-поисковых систем по документам учреждения.
2. Нормативно-правовая база документирования управленческой
деятельности. Стандарты в документировании управленческой
деятельности. Классификаторы и унифицированные системы
документации.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 1. Работа со справочно-правовыми
системами по поиску и составлению перечня нормативно-правовых
и нормативно-методических документов, регламентирующих
документирование управленческой деятельности, организацию
работы с официальными документами и архивное хранение
документов. Классификация нормативных документов по их
юридической силе.
Содержание
1. Организация документооборота. Понятие документооборота.
Характеристики
документооборота.
Качественные
и
количественные характеристики документооборота. Принципы
организации документооборота. Понятие «документопотоки».
Методы рационализации документооборота.
2. Экспедиционная обработка поступающей корреспонденции.
Предварительное
рассмотрение
документов.
Рассмотрение
корреспонденции руководителем. Передача документов в
структурные подразделения.
11
Тема 1.5.
Регистрация и
контроль
исполнения
документов
Тема 1.6.
Особенности
организации
локальных систем
работы с
документами
3. Обработка отправляемой корреспонденции. Правила организации
документооборота исходящего документопотока в СЭД.
4. Документооборот исполнителя.
5. Организация движения инициативных документов и их проектов.
6. Подсчет и оптимизация документооборота.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 2. Составление схемы документооборота
организации.
Практическое занятие № 3. Особенности обработки входящих
документов. Структура баз данных документов.
Практическое занятие № 4. Обработка исходящих или
отправляемых документов. Составление оперограммы работы с
исходящими документами. Отправка документов в СЭД
Практическое занятие № 5. Порядок прохождения внутренних
документов. Составление оперограммы работы с внутренними
документами. Правила организации документооборота внутреннего
документопотока в СЭД.
Содержание
1. Регистрация документов – значение и задачи. Индекс документа.
Формы регистрации документов. Журнальная, карточная и
автоматизированная формы Компьютерные базы данных.
2. Цели и уровни контроля исполнения. Основные задачи службы
контроля. Сроки исполнения документов. Постановка документа на
контроль и снятие с контроля.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 6. Регистрация входящих документов в
электронном журнале в Табличном редакторе.
Практическое занятие № 7. Регистрация и контроль исполнения
исходящих документов в электронном журнале в Табличном
редакторе.
Практическое занятие 8. Регистрация и контроль исполнения
внутренних документов в электронном журнале в Табличном
редакторе.
Содержание
1. Организация работы с обращениями граждан. Правовая база
работы с обращениями граждан. Требования по оформлению
обращений. Порядок обработки обращений граждан. Регистрация
обращений граждан. Контроль за рассмотрением обращений
граждан.
2. Документирование работы с персоналом. Комплекс кадровой
документации. Документирование приема, перевода на другую
работу и увольнения работника. Документирование поощрения
работников
и
наложения
дисциплинарных
взысканий.
Формирование личного дела сотрудника. Защита персональных
данных в кадровой службе. Работа с кадровыми документами в
СЭД.
3. Организация работы с конфиденциальными документами.
Безопасность ценных информационных ресурсов. Ценная
информация и конфиденциальные документы. Регламентация
состава
конфиденциальных
сведений
и
документов.
12
Документирование конфиденциальных сведений. Порядок работы
исполнителей с конфиденциальными документами и сведениями.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 9. Правила приема, обработки,
исполнения и учета обращений граждан
Практическое занятие № 10. Документирование приема на работу.
Документы, необходимые для приема на работу и увольнения с
работы.
Практическое
занятие
№
11.
Порядок
работы
с
конфиденциальными документами и материалами. Оформление,
обработка и хранение конфиденциальных материалов
Раздел 2. Организация работы с документами в автоматизированных системах (34 ч)
Информационно-коммуникационные технологии в делопроизводстве
Тема 2.1.
Содержание
Компьютеризация
Компьютер как средство автоматизации информационных
делопроизводства
процессов. ПК в современном делопроизводстве.
Офисные
Тема 2.2.
Программное
обеспечение
компьютера
Тема 2.3. Средства и
технологии
создания и
обработки текстовой
информации
информационные системы. Автоматизация работы с документами.
Понятие
автоматизированного
рабочего
места
(АРМ)
делопроизводителя.
Содержание
Основные понятия программного обеспечения компьютера.
Программное обеспечение ПК.
Разновидности программ.
Операционные системы (ОС). Классификация операционных
систем.
Пакеты прикладных программ для решения профессиональных
задач: редакторы документов, табличные процессоры, издательские
системы, программы подготовки презентаций, графические
редакторы, программы для анимации, программы переводчики,
программы для автоматизации электронного документооборота.
Файловая система. Операции над файлами. Систематизация
информации с помощью папок и файлов. Работа с файлами и
каталогами
Содержание
Обработка текстовой информации на компьютере. Текстовый
процессор и его назначение. Редактирование текста документов.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Оформление текста. Настройка интерфейса текстового редактора,
параметров страницы. Расположение текста. Оформление абзацев.
Рубрики, выделения в тексте. Оформление заголовков.
Приёмы редактирования текста. Редактирование регистра букв
текста. Расстановка переносов слов. Разбивка текста на страницы.
Разрывы страниц, колонтитулы. Создание автоматического
оглавления в многостраничном документе в текстовом редакторе.
Сноски.
Перемещения в многостраничном тексте. Работа с закладками.
Отыскание «утерянного» документа.
Вставка графического изображения в текст, изменение его
положения на странице. Технология вставки в документ объекта
SmartArt. Вставка сносок, примечаний в текст документа в
текстовом редакторе
13
Тема 2.4.
Форматирование
документов и их
печать
Тема 2.5. Средства
и технологии работы
с электронными
таблицами
Тема 2.6. Средства
и технология работы
создания
презентаций
Инструменты проверки текста документов в текстовом редакторе.
Проверка орфографии текста. Проверка грамматики и стилистики.
Работа с исправлениями отредактированных документов.
Сравнение версий документов. Объединение правок разных
редакторов.
Содержание
Операции форматирования.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Форматирование многостраничного документа в текстовом
редакторе. Форматирование символов (шрифты) и абзацев (отступы
и интервалы, положение на странице). Табуляция.
Форматирование текста. Создание текстовых колонок. Создание
списков (маркированных и нумерованных)
Работа со стилями документов. Различные способы создания
стилей.
Создание и редактирование таблиц. Основные требования к форме
и построению таблиц. Оформление нумерационного заголовка
таблицы. Оформление заголовков и граф. Контекстные вкладки для
работы с таблицами в текстовом редакторе
Различные приёмы работы с таблицами в текстовом редакторе.
Сортировка данных в таблице. Вычисления в таблицах.
Печать готового документа. Настройка режимов печати текстового
документа. Работа с принтером.
Содержание
Электронные таблицы: назначение, возможности, принципы
устройства, область применения. Обработка данных: виды
операций, правила выполнения, основные способы. Работы с
ячейками, списками, базами данных, таблицами: виды, примеры,
основные приемы работы. Диаграммы: общие сведения основные
компоненты, принципы организации данных, порядок создания
диаграмм. Сортировка, фильтрация и форматирование данных в
таблицах
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Создание таблиц в табличном редакторе и их форматирование.
Типы данных, используемых в табличном редакторе. Работа с
ячейками, списками, базами данных, таблицами: виды, примеры,
основные приемы работы.
Выполнение расчётов в электронных таблицах. Формулы.
Абсолютная и относительная адресация
Диаграммы: общие сведения основные компоненты, принципы
организации данных, порядок создания диаграмм. Построение и
редактирование диаграмм
Настройка листов книги на печать.
Содержание
Мультимедиа: понятия, определения. Аппаратные средства
мультимедиа (звуковые карты, видео карты, микрофоны, акустические системы): виды, способы подключения, функции. Различные
средства создания инфографики.
Создание презентаций. Шаблоны презентаций.
14
Тема 2.7.
Использование
технологии OLE
Тема 2.8.
Электронные базы
данных в системе
делопроизводства
Тема 2.9. Средства
передачи
электронных
документов и
обеспечение их
сохранности
Создание презентаций с гиперссылками. Настройка анимации
текста. Добавление переходов между слайдами. Вставка звука и
видео.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Создание гипертекстовой презентации в специализированном ПО
для подготовки презентаций. Создание собственного шаблона.
Работа со слайдами. Вставка объектов на слайд, изменение их
положения. Управление слоями слайда Использование гиперссылок
в презентации. Настройка анимации текста и объектов. Добавление
переходов между слайдами. Вставка звука и видео.
Содержание
Специальная вставка фрагмента документа в другой документ
Вставка связанных объектов в документ
Вставка фрагмента файла табличного редактора в документ
текстового редактора с установкой связи
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Связывание и внедрение объектов (OLE)
Содержание
Определение и классификация баз данных (БД) по характеру и
способу хранения. Архитектура системы баз данных. Структуры
данных. Система управления базами данных (СУБД). Назначение
СУБД. Классификация СУБД. Функциональные возможности
СУБД Технологии работы с базой данных. Таблицы базы данных.
Экранные формы. Запросы к базе данных. Отчеты по базе данных.
Автоматизация обработки базы данных. Интерфейс пользователя
базы данных. Защита базы данных
Основные понятия базы данных, системы управления базой данных.
Классификация БД. Система управления базами данных (СУБД).
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Создание таблиц в СУБД. Создание базы данных и объектов типа
«Таблица». Ключи и технология связывания таблиц. Ввод и
просмотр данных в режиме «Таблица».
Создание запросов, форм, разработка отчетов в СУБД
Создание БД с использованием форм, запросов и отчётов в СУБД.
Содержание
Сканирование документов с помощью стандартного приложения
ОС
Программы-архиваторы. Упаковка и распаковка архивов
Сканирование
и
распознавание
текста
с
помощью
специализированного программного обеспечения. Корректировка
текста. Конвертирование файлов
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Сканирование и распознавание текста. Конвертирование файлов
Тема 2.10.
Технология
автоматизации
создания и
использования
Программы-архиваторы. Упаковка и распаковка архивов
Содержание
Использование трафаретных текстов и стандартных фрагментов.
Создание документа на основе шаблона документа в текстовом
редакторе. Использование стандартных шаблонов текстового
редактора.
15
документов.
Шаблоны
документов
Тема 2.11.
Использование
инструмента
Слияние для
подготовки
комплексных
документов
Создание и использование собственных шаблонов документов.
Разработка типовых формуляров и бланков документов
организации. Разработка защищённой электронной формы
документа
Совместная работа над проектом документа в режиме
рецензирования
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Создание шаблонов разных видов документов.
Совместная работа над проектом шаблона приказа, справки.
Содержание
Создание рассылки с помощью функции слияния.
Использование мастера слияния для рассылки документов
Создание бейджа с помощью мастера слияния
Использование шаблонов и специальной вставки при создании
рассылки документов с помощью функции слияния
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Использование мастера слияния для персонифицированной
рассылки документов. Создание писем-приглашений, поздравлений
Использование мастера слияния для персонифицированной
рассылки документов. Создание конвертов, бейджей, визитной
карточки, кувертных карточек.
Тема 2.12. Интернет- Содержание
ресурсы и вебОсновы работы в Интернете. Почтовые и облачные сервисы в
технологии
работе с документами. Мобильные технологии. Работа с
электронной почтой. Поиск информации. Сайт.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Использование почтовых сервисов: виды, правила регистрации,
правила защиты. Рассылка и получение электронных писем.
Совместная работа по организации документного обслуживания с
применением облачных технологий
Поиск информации в официальных интернет-источниках.
Поиск информации в различных справочно-правовых системах
3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Критерии оценки результата
(показатели освоенности
компетенций)
Формы контроля и методы оценки2
Получает, обрабатывает и регистрирует
поступающую корреспонденцию в том
числе
с
использованием
автоматизированных систем.
Контроль выполнения практических заданий.
Устный или тестовый контроль теоретических
знаний.
Анализ и оценка решений проблемных ситуаций.
Примеры оформления формы контроля: контрольные работы, зачеты, квалификационные испытания, защита
курсовых и дипломных проектов (работ), экзамены. Примеры оформления методов оценки: интерпретация
результатов выполнения практических и лабораторных заданий, оценка решения ситуационных задач, оценка
тестового контроля.
2
16
Передает документы на исполнение в Контроль выполнения практических заданий.
подразделения с учетом резолюции Устный или тестовый контроль теоретических
руководителей организации
знаний.
Анализ и оценка решений проблемных ситуаций.
Осуществляет контроль исполнения Контроль выполнения практических заданий.
документов в организации, в том числе с Устный или тестовый контроль теоретических
использованием автоматизированных знаний.
систем.
Анализ и оценка решений проблемных ситуаций.
Ведет
базы
данных
документов Контроль выполнения практических заданий.
организации и справочноУстный или тестовый контроль теоретических
информационную работу по ним.
знаний.
Анализ и оценка решений проблемных ситуаций.
Осуществляет процесс
Контроль выполнения практических заданий.
обработки, регистрации и отправки Устный или тестовый контроль теоретических
исходящей документации адресатам, в знаний.
том
числе
с
использованием Анализ и оценка решений проблемных ситуаций
автоматизированных систем.
Составляет и оформляет служебные Контроль выполнения практических заданий.
документы на основе требований Устный или тестовый контроль теоретических
современных нормативных правовых знаний.
актов.
Анализ и оценка решений проблемных ситуаций.
Выбирать способы решения задач Контроль выполнения практических заданий.
профессиональной
деятельности Устный или тестовый контроль теоретических
применительно
знаний.
к различным контекстам
Анализ и оценка решений проблемных ситуаций.
Использовать современные средства Контроль выполнения практических заданий.
поиска,
анализа Устный или тестовый контроль теоретических
и интерпретации информации, и знаний.
информационные
технологии
для Анализ и оценка решений проблемных ситуаций.
выполнения задач профессиональной
деятельности
Планировать
Контроль выполнения практических заданий.
и реализовывать собственное
Устный или тестовый контроль теоретических
профессиональное
знаний.
и
личностное
развитие, Анализ и оценка решений проблемных ситуаций.
предпринимательской
деятельности
в
профессиональной
сфере,
использование
знания по правовой и финансовой
грамотности
в различных жизненных ситуациях
Эффективно
взаимодействовать Контроль выполнения практических заданий.
и
работать Устный или тестовый контроль теоретических
в коллективе и команде
знаний.
Анализ и оценка решений проблемных ситуаций.
Осуществлять
устную Контроль выполнения практических заданий.
и
письменную
коммуникацию Устный или тестовый контроль теоретических
на государственном языке Российской знаний.
Федерации с учетом особенностей Анализ и оценка решений проблемных ситуаций.
17
социального
и культурного контекста
Проявлять гражданско-патриотическую
позицию, демонстрировать осознае
поведение
на
основе
традиционных
общечеловеческих ценностей, в том
числе
с
учетом
гармонизации
межнациональных
и
межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного поведения
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению, применять знания
об изменении климата, принципы
бережливого производства, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях
Использовать средства физической
культуры
для
сохранения
и
укрепления
здоровья
в
процессе
профессиональной
деятельности
и поддержания необходимого уровня
физической подготовленности
Использовать
профессиональную
документацию на государственном и
иностранном языках
Контроль выполнения практических заданий.
Устный или тестовый контроль теоретических
знаний.
Анализ и оценка решений проблемных ситуаций.
Контроль выполнения практических заданий.
Устный или тестовый контроль теоретических
знаний.
Анализ и оценка решений проблемных ситуаций.
Контроль выполнения практических заданий.
Устный или тестовый контроль теоретических
знаний.
Анализ и оценка решений проблемных ситуаций.
Контроль выполнения практических заданий.
Устный или тестовый контроль теоретических
знаний.
Анализ и оценка решений проблемных ситуаций.
18
Приложение 1.2
к ПОП-П по профессии
46.01.03 Делопроизводитель
Примерная рабочая программа профессионального модуля
«ПМ.02 ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКУЩЕГО ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ И ПОДГОТОВКА
ДЕЛ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ В АРХИВ»
2025 г.
19
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Общая характеристика ...............................................................................................................................
1.1. Цель и место профессионального модуля «ПМ 02 Организация текущего хранения
документов и подготовка дел для передачи в архив» в структуре образовательной
программы .........................................................................................................................................
1.2. Планируемые результаты освоения профессионального модуля .........................................
2. Структура и содержание профессионального модуля ..........................................................................
2.1. Трудоемкость освоения модуля ...............................................................................................
2.2. Структура профессионального модуля ...................................................................................
2.3. Примерное содержание профессионального модуля .............................................................
2.4. Курсовой проект (работа) (для специальностей СПО, если предусмотрено) .....................
3. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля ...........................................
20
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«ПМ 02 Организация текущего хранения документов и подготовка дел для передачи в
архив»
1.1. Цель и место профессионального модуля в структуре образовательной
программы
Цель модуля: освоение вида деятельности «Организация текущего хранения
документов и подготовка дел для передачи в архив».
Профессиональный модуль включен в обязательную часть образовательной
программы.
1.2. Планируемые результаты освоения профессионального модуля
Результаты освоения профессионального модуля соотносятся с планируемыми
результатами освоения образовательной программы, представленными в матрице
компетенций выпускника (п. 4.3 ПОП-П).
В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен3:
Уметь
распознавать
задачу
и/или
проблему
в
профессиональном
и/или
социальном контексте
анализировать
задачу
и/или
проблему
и
выделять
её
составные части
определять этапы решения задачи
выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую для
решения задачи и/или проблемы
составлять план действия
определять
необходимые
ресурсы
владеть актуальными методами
работы
в профессиональной и смежных
сферах
реализовывать
составленный
план
оценивать
результат
и
последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью
наставника)
определять задачи для поиска
информации
определять
необходимые
источники информации
планировать процесс поиска
3
Знать
актуальный
профессиональный
и
социальный
контекст,
в
котором приходится работать
и жить
основные
источники
информации и ресурсы для
решения задач и проблем в
профессиональном
и/или
социальном контексте
алгоритмы выполнения работ
в
профессиональной
и
смежных областях
методы
работы
в
профессиональной и смежных
сферах
структуру плана для решения
задач
порядок оценки результатов
решения
задач
профессиональной
деятельности
номенклатура
информационных источников,
применяемых
в
профессиональной
деятельности
Берутся сведения, указанные по данному виду деятельности в п. 4.2.
Владеть навыками
21
структурировать
получаемую
информацию
выделять наиболее значимое в
перечне информации
оценивать
практическую
значимость результатов поиска
оформлять результаты поиска,
применять
средства
информационных технологий для
решения
профессиональных
задач
использовать
современное
программное обеспечение
использовать
различные
цифровые средства для решения
профессиональных задач
организовывать
работу
коллектива
и команды
взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами в ходе
профессиональной деятельности
грамотно излагать свои мысли
и оформлять документы по
профессиональной тематике на
государственном
языке,
проявлять
толерантность
в
рабочем коллективе
понимать общий смысл четко
произнесенных высказываний на
известные
темы
(профессиональные и бытовые),
понимать тексты на базовые
профессиональные темы
участвовать в диалогах на
знакомые общие
и профессиональные темы
строить простые высказывания о
себе и о своей профессиональной
деятельности
кратко обосновывать и объяснять
свои действия (текущие и
планируемые)
писать
простые
связные
сообщения на знакомые или
интересующие
профессиональные темы
Разрабатывать номенклатуру дел
структурного подразделения.
Формулировать заголовки дел и
определять сроки их хранения.
приемы
структурирования
информации
формат
оформления
результатов
поиска
информации,
современные
средства
и
устройства
информатизации
порядок их применения и
программное обеспечение в
профессиональной
деятельности в том числе с
использованием
цифровых
средств
психологические
основы деятельности
коллектива,
психологические особенности
личности
основы
проектной
деятельности
особенности социального и культурного контекста;
правила
оформления
документов
и
построения
устных
сообщений
правила построения простых и сложных предложений на
профессиональные темы
основные
общеупотребительные
глаголы
(бытовая
и
профессиональная лексика)
лексический
минимум,
относящийся к описанию
предметов,
средств
и
процессов профессиональной
деятельности
особенности произношения
правила
чтения
текстов
профессиональной
направленности
Нормативные правовые акты,
нормативно-методические
документы, государственные
стандарты,
определяющие
Составление и ведение
номенклатуры
дел
структурного
подразделения
22
Организовывать
работу
по
формированию
дел
в
соответствии с утвержденной
номенклатурой дел организации.
Формировать документы в дела с
учетом их специфики.
Систематизировать документы
внутри дела.
Организовывать
хранение
документов в процессе их
исполнения и текущее хранение
исполненных документов.
Организовывать работу по учету,
хранению
и
передаче
в
соответствующие структурные
подразделения
документов
текущего делопроизводства.
Применять
информационнокоммуникационные технологии
при работе с документами
Осуществлять
экспертизу
ценности документов.
Оформлять
документы
экспертной комиссии.
порядок документационного
обеспечения управления
Виды номенклатур, общие
требования к номенклатуре,
методика ее составления и
оформления
Правила
согласования
номенклатуры
дел
с
ведомственными архивами и
экспертной комиссией.
Нормативные правовые акты,
нормативно-методические
документы, государственные
стандарты,
определяющие
порядок документационного
обеспечения управления
Порядок формирования и
оформления дел, специфика
формирования
отдельных
категорий дел.
Правила хранения дел, в том
числе
с
документами
ограниченного доступа
Правила
выдачи
и
использования документов из
сформированных дел
Порядок выдачи документов
для использования работникам
организации, предоставление
документов
по
запросам
внешних организаций.
Нормативные правовые акты,
нормативно-методические
документы, государственные
стандарты,
определяющие
порядок документационного
обеспечения управления
Критерии
разделения
документов на группы в
соответствии с ценностью
информации, содержащейся в
них
Порядок
использования
типовых или ведомственных
перечней
документов,
определения сроков хранения
в
процессе
экспертизы
ценности документов
Порядок
создания,
организации
и
Проверка
правильности
оформления
документов и отметки
об их исполнении
перед
их
формированием в дело
для
последующего
хранения.
Формирование дела.
Контроль правильного
и
своевременного
распределения
и
подшивки документов
в дела.
Передача документов
во
временное
пользование.
Проверка
сроков
хранения документов,
составление
протокола
работы
экспертной комиссии
по
подготовке
документов
к
хранению, акта о
передаче
на
уничтожение
документов,
не
подлежащих
хранению
23
Готовить
и
передавать
документальные материалы на
хранение в архив.
Составлять и оформлять описи
дел
постоянного
и
долговременного
сроков
хранения.
Использовать номенклатуру дел
при составлении описей дел
документирования
работы
экспертной комиссии
Правила
составления
и
утверждения
протокола
работы экспертной комиссии
Правила
составления
и
утверждения акта о выделении
документов, не подлежащих
хранению
Нормативные правовые акты,
нормативно-методические
документы, государственные
стандарты,
определяющие
порядок
оформления
и
передачи
дел
в
архив
организации.
Правила
технической
обработки
и
полного
оформления дел постоянного и
временного хранения. Правила
передачи
дел
в
архив
организации.
Правила составления описи
дел постоянного и временного
хранения в соответствии с
нормативно-методическими
документами
Оформление
дел
постоянного,
долговременного
сроков хранения
Оформление обложки
дел
постоянного,
долговременного
сроков хранения.
Передача дел в архив
организации.
Формировать
справочный аппарат,
обеспечивающий
быстрый
поиск
документов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1. Трудоемкость освоения модуля
Наименование составных частей модуля
Учебные занятия
Объем в часах
36
В т.ч. в форме
практ. подготовки
24
Наименования разделов профессионального модуля
Всего, час.
В т.ч. в
форме
практической
подготовки
2.2. Структура профессионального модуля
2
3
4
Раздел 1. Оперативное хранение документов в
организации и подготовка дел для передачи в архив
36
24
Систематизация и организация оперативного
хранения документов, и подготовка дел для передачи
в архив
24
2.3. Содержание профессионального модуля
Наименование
разделов и тем
Примерное содержание учебного материала, практических и
лабораторных занятия
Раздел 1. Оперативное хранение документов в организации и подготовка дел для
передачи в архив (36 ч)
Систематизация и организация оперативного хранения документов, и подготовка дел для
передачи в архив
Тема 1.1.
Общие
принципы
систематизации
дел и учет
документов
организации
Тема 1.2.
Оценка
значимости
документов и
определение
сроков их
хранения
Содержание
1. Систематизация документов в делопроизводстве. Общие требования
к систематизации документов и формированию дел. Распределение
исполненных документов по делам. Номенклатура дел: определение,
виды, функции, назначение.
Нормативная основа разработки
номенклатуры дел. Виды номенклатур дел (примерная, типовая,
конкретная). Структура номенклатуры дел, в том числе порядок
расположения разделов в сводной номенклатуре дел. Схема
систематизации документов в номенклатуре дел. Выявление состава
документов для составления номенклатуры дел.
2. Правила индексации дел, составления заголовков дел. Порядок
индексации дел и определения сроков хранения документов.
Особенности отражения в номенклатуре дел электронных дел.
Современная система перечней документов и сроки хранения
документов. Типовые и ведомственные перечни документов. Структура
перечней и их навигация.
3. Порядок разработки номенклатуры, включая вопросы согласования
и утверждения номенклатуры дел, ежегодной корректировки
номенклатуры дел. Порядок составления конкретной номенклатуры
дел подразделения. Порядок ведения номенклатуры дел в течение
делопроизводственного (календарного) года и порядок ее
корректировки. Составление итоговой записи о количестве и
категориях дел, сформированных в делопроизводстве.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 1-2 Составление и оформление
номенклатуры дел конкретной номенклатуры дел подразделения.
Работа с Перечнями типовых управленческих архивных документов по
определению сроков хранения документов. Составление итоговой
записи о количестве и категориях дел, сформированных в
делопроизводстве.
Содержание
Критерии оценки информационного содержания документов. Критерии
оценки происхождения.
Критериями оценки содержания. Критерии оценки внешних
особенностей.
Экспертиза ценности документов и экспертные комиссии. Понятие и
назначение экспертизы ценности документов. Принципы и критерии
экспертизы ценности документов в делопроизводстве.
Организация проведения экспертизы ценности документов. Этапы
проведения экспертизы ценности. Порядок проведения и оформления
результатов экспертизы ценности документов
25
Тема 1.3.
Оперативное
хранение
документов у
исполнителей
Тема 1.4.
Подготовка
документов и
дел к
длительному и
постоянному
хранению
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 3. Деловая игра «Организация работы
экспертной комиссии, порядок проведения экспертизы ценности
документов». Отбор документов на хранение и уничтожение,
документирование работы экспертной комиссии.
Содержание
Оперативное хранение документов: понятие, регламентация
Документы организации, подлежащие оперативному хранению.
Принципы организация оперативного хранения. Инструкция по
делопроизводству – как документ регламентирующий порядок
текущего хранения документов в организации. Оперативное хранение
документов в структурных подразделениях организации. Особенности
текущего хранения электронных документов. Текущее хранение
документов в кадровой службе.
Условия оперативного хранения документов. Защита их от
повреждения и обеспечение конфиденциальности, содержащейся на
них информации. Ответственность за сохранность документов до
передачи их в архив.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 4. Порядок учета и использования дел
(документов), находящихся в текущем хранении. Оформление приказа
по основной деятельности «О назначении ответственных за
оперативное хранение документов».
Практическое занятие № 5. Составление раздела «Организация
оперативного хранения документов» для Инструкции по
делопроизводству.
Содержание
Порядок формирования дел в организации. Требования к оформлению
дел, принимаемых в архив.
Порядок передачи документов на архивное хранение. Архивная опись:
назначение, функции, виды. Порядок оформления и работы с архивной
описью. Описи дел структурных подразделений. Описи дел
организации: постоянного хранения, по личному составу, временного
срока хранения свыше 10 лет. Описи электронных дел (документов)
организации.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 6. Оформление дела постоянного и
долговременного сроков хранения для передачи в архив организации.
Нумерация листов архивного дела.
Составление и оформление внутренней описи и листа-заверителя
архивного дела
Составление и оформление карты-заместителя, листа использования
архивного дела
Составление и оформление реквизитов обложки архивного дела
Прошивка архивного дела
Практическое занятие № 7. Составление описи дел постоянного и
долговременного сроков хранения.
26
3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Критерии оценки результата
(показатели освоенности компетенций)
Осуществлять
номенклатуры
подразделения
Формы контроля и методы оценки4
разработку
дел
и
ведение Контроль выполнения практических
структурного заданий.
Устный или тестовый контроль
теоретических знаний.
Анализ и оценка решений проблемных
ситуаций.
Формировать дела в соответствии с Контроль выполнения практических
номенклатурой
дел
и
правилами заданий.
формирования дел.
Устный или тестовый контроль
теоретических знаний.
Анализ и оценка решений проблемных
ситуаций.
Осуществлять текущее хранение, учета и Контроль выполнения практических
использования дел (документов).
заданий.
Устный или тестовый контроль
теоретических знаний.
Анализ и оценка решений проблемных
ситуаций.
Осуществлять
экспертизы
ценности Контроль выполнения практических
документов, вести отбор документов на заданий.
хранение и уничтожение, документирование Устный или тестовый контроль
работы экспертной комиссии.
теоретических знаний.
Анализ и оценка решений проблемных
ситуаций.
Оформлять
дела
постоянного
и Контроль выполнения практических
долговременного сроков хранения для заданий.
передачи в архив организации
Устный или тестовый контроль
теоретических знаний.
Анализ и оценка решений проблемных
ситуаций.
Составлять описи дел постоянного и Контроль выполнения практических
долговременного сроков хранения.
заданий.
Устный или тестовый контроль
теоретических знаний.
Анализ и оценка решений проблемных
ситуаций.
Выбирать
способы
решения
задач Контроль выполнения практических
профессиональной
деятельности заданий.
применительно
Устный или тестовый контроль
к различным контекстам
теоретических знаний.
Примеры оформления формы контроля: контрольные работы, зачеты, квалификационные испытания, защита
курсовых и дипломных проектов (работ), экзамены. Примеры оформления методов оценки: интерпретация
результатов выполнения практических и лабораторных заданий, оценка решения ситуационных задач, оценка
тестового контроля.
4
27
Анализ и оценка решений проблемных
ситуаций.
Использовать современные средства поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные технологии для выполнения
задач профессиональной деятельности
Эффективно
и
в коллективе и команде
взаимодействать
работать
Осуществлять
устную
и
письменную
коммуникацию
на государственном языке Российской
Федерации
с
учетом
особенностей
социального
и культурного контекста
Использовать
профессиональную
документацию
на
государственном
и
иностранном языках
Контроль выполнения практических
заданий.
Устный или тестовый контроль
теоретических знаний.
Анализ и оценка решений проблемных
ситуаций.
Контроль выполнения практических
заданий.
Устный или тестовый контроль
теоретических знаний.
Анализ и оценка решений проблемных
ситуаций.
Контроль выполнения практических
заданий.
Устный или тестовый контроль
теоретических знаний.
Анализ и оценка решений проблемных
ситуаций.
Контроль выполнения практических
заданий.
Устный или тестовый контроль
теоретических знаний.
Анализ и оценка решений проблемных
ситуаций.